Поставщики и производители попросили смягчить требования к сроку годности продуктов
Производители и поставщики продуктов питания попросили крупные торговые сети пересмотреть в сторону смягчения требования по остаточному сроку годности товаров. Они обратились в Минпромторг, чтобы тот дал соответствующие рекомендации федеральным ретейлерам. Эксперты считают, что для товаров длительного хранения с высоким уровнем оборота в рознице требования могут быть смягчены
Ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» (в нее входят в том числе «Мистраль Трейдинг», «Руссоль», «Дымов», «Макфа», «Май») предложила главе Минпромторга Денису Мантурову рекомендовать федеральным ретейлерам установить минимальный порог остаточного срока годности в 45% для товаров годностью от года и выше, а для продуктов годностью до 12 месяцев — в 50%. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо ассоциации Мантурову.
Сейчас, по данным «Руспродсоюза», требование крупных сетей к остаточному сроку годности продовольственных товаров в среднем составляет 60–65%. Это означает, что федеральные ретейлеры не примут от поставщиков продукцию со сроком годности 730 дней, начиная с 439-го дня до его окончания. При этом средняя оборачиваемость товаров длительного хранение в рознице около 50 дней, говорится в письме.
Производители и поставщики отмечают, что заказы со стороны ретейлеров растут, но складские запасы не позволяют соблюсти «жесткие требования торговых сетей по остаточному сроку годности». В случае неполного выполнения заказа поставщики, с одной стороны, получают штрафные санкции за недопоставку, а с другой — вынуждены утилизировать товары, которые не проходят по остаточному сроку годности, но сохраняют свое качество.
По словам главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, необходимости в жестком нормативном регулировании остаточного срока годности нет, рекомендаций от Минпромторга для решения спорных вопросов было бы достаточно. Ретейлеры могут принимать решения по договоренности с дистрибьюторами, сопоставляя остаточный срок годности товаров длительного хранения, в том числе консервов и бакалеи, с показателем оборачиваемости в магазинах этих групп товаров, добавил эксперт.
В «Азбуке вкуса» сообщили, что требования к остаточному сроку годности — не ниже двух третей от общего срока: для сети и ее покупателей важна свежесть продукции. В X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Чижик») сообщили, что остаточный срок годности по продовольственным товарам длительного хранения (более 12 месяцев) — 45% от общего срока, товаров сроком годности от 6 до 12 месяцев — 60%. По мнению старшего аналитика Газпромбанка Марата Ибрагимова, торговые сети должны пойти навстречу поставщикам. Приняв на себя часть рисков, они гарантируют наличие товара на полке, чтобы обеспечить трафик, считает он.
Власти обсуждают отмену НДС на продукты с истекающим сроком годности, которые ретейлеры готовы передавать нуждающимся, сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров в сентябре на форуме Innofood. В июле фудшеринг начали тестировать два крупнейших игрока — «Магнит» и X5 Group. Ранее в Минпромторге сообщили, что поддерживают идею развития в России программы фудшеринга. Из-за налогов ретейлерам выгоднее списать товары и утилизировать их, чем передать на благотворительность.