Эксперты оценили в $240 млрд потери решившего покинуть Россию иностранного бизнеса
Иностранные компании, свернувшие свою работу в России, с конца февраля потеряли до $240 млрд. Такие оценки приводятся в исследовании ЦСР. До $90 млрд в суммарных потерях приходится на бизнес, решивший полностью покинуть Россию. 44% зарубежных компаний с выручкой в России от 5,7 млрд рублей продолжают работать в штатном режиме, отмечается в докладе ЦСР
Эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) оценили потери иностранного бизнеса с февраля от сворачивания деятельности в России и решений об уходе из страны в $200-240 млрд. От $70 млрд до $90 млрд потерь приходится на зарубежные компании, решившие покинуть Россию. Об этом пишет РБК со ссылкой на исследование ЦСР «Картина иностранного бизнеса: уйти нельзя остаться».
Под наблюдением ЦСР в целом находится более 5000 зарубежных компаний, работавших или работающих в России. К крупнейшим иностранным компаниям центр относит те, которые имеют выручку в России от 5,7 млрд рублей, их — 600. По состоянию на начало сентября, по подсчетам ЦСР, 34% крупнейших иностранных компаний, работавших в России, ограничили деятельность в стране, 15% решили покинуть ее через передачу новому собственнику российского подразделения и 7% заявили о полном уходе с отечественного рынка без продажи бизнеса. В июне об уходе из России тем или иным способом заявляло только 5% крупнейших компаний.
Около 44% крупнейших компаний продолжают работать в штатном режиме, отмечается в докладе. В тройке стран, компании из которых активнее других принимали решения об уходе из России,— Финляндия (80%), Дания (73%), Великобритания (35%). Бизнес из других стран, по оценке авторов исследования, «более гибок и прагматичен» — он воздерживается от шагов по уходу из России. Страны, компании из которых сохраняют присутствие в России, — Австрия, Япония, Швейцарии и Польша. Эксперты отметили, что большинство польских компаний не уходят из России, несмотря на антироссийскую риторику польских властей.
В докладе говорится, что причины ухода назвали не все иностранные компании. Больше половины из раскрывших их, по оценке авторов, руководствовались «субъективными»» мотивами (например, чтобы избежать репутационных потерь), а около 40% — «объективными» обстоятельствами (в их числе —запрет внешнеторговых операций, изменения валютного курса, сложности с транзакциями и сбои в логистике).
По расчетам ЦСР, наибольшие потери в стоимостном выражении понес бизнес из США (крупнейшие компании лишились $102 млрд в России), Великобритании (потери — $78 млрд) и Германии ($51 млрд). Уход компаний из России оказал наибольшее влияние на экономику Финляндии (минус 2% ВВП), Швеции (минус 1,5%), Великобритании (минус 1,3%) и Дании (минус 1%).
Потери компаний, уходящих с российского рынка с передачей локального подразделения новому собственнику, оказались на 23% выше, чем у организаций, которые ликвидируют свои подразделения, а потери продающих российское подразделение компаний на 19% ниже, чем у ограничившего свою деятельность бизнеса. По оценкам авторов доклада, «значительные дисконты» по сделкам купли-продажи российских подразделений в среднем составляют около 70%.
По оценкам ЦСР, среди компаний, которые приняли решение продать бизнес в России, 33% передали его новым собственникам, 34% находятся в процессе передачи, а 33% ищут покупателя. Запрет на продажи долей в стратегических российских компаниях компаниям из «недружественных» стран привел к приостановке 10 сделок в отраслях электроэнергетики, нефти и газа, банков и финансовых услуг, а в будущем может повлиять на решения не менее 60 крупнейших иностранных компаний, отмечается в докладе.
По оценкам ЦСР, не менее чем 30% сделок по продаже локального подразделения новому собственнику предусматривают возможность его возврата иностранному владельцу (например, через опцион на обратный выкуп). Среди проданных иностранных компаний около трети заявили о ребрендинге. В перечне Минпромторга для параллельного импорта, по расчетам ЦСР, не учтены бренды 25% крупных иностранных компаний, которые решили покинуть российский рынок или ограничили деятельность в России. В общей сложности таких брендов более 100.