Российская нефть может вернуться на рельсы из-за загруженности трубопровода ВСТО
Российские нефтяные компании могут возобновить железнодорожные перевозки нефти на Дальний Восток. Такой маршрут почти не использовался с 2016 года, когда был запущен нефтепровод ВСТО-2 (Восточная Сибирь — Тихий океан). Для нефтяников поставки по железной дороге в Китай из-за санкций ЕС становятся выгоднее, чем морские перевозки через порты на Балтике
На Восточном полигоне железных дорог могут возобновиться перевозки нефти в направлении тихоокеанских портов. В конце сентября пробную партию сырья «Газпром нефти» в направлении порта Козьмино в Приморском крае отправила структура «Транснефти» — «Транснефтепродукт», сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Argus. Возвращение нефтяных грузов на рельсы может осложнить положение угольщиков, которые экспортируют уголь через порты — перевозка нефти по железной дороге оплачивается выше, чем перевозка угля.
По данным Argus, нефть была отправлена 25 сентября со станции Зуй в Иркутской области в порт Козьмино в Приморье, до морского терминала она дошла 3 октября. Источники, знакомые с ситуацией, рассказали, что схему поставок согласовали с «Транснефтью», а нефть поставлялась из ее трубопроводной системы. В «Транснефти» и «Газпром нефти» ситуацию не прокомментировали.
До 2015 года для поставок нефти в направлении Китая и тихоокеанских портов использовались железнодорожные маршруты через станции Зуй и Мегет в Иркутской области и от станции Сковородино в Амурской области. В 2015 году запустили вторую очередь нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО-2, трубопровод от Сковородино до наливного терминала Козьмино около Находки). Проектная пропускная способность ВСТО-1 от города Тайшета в Иркутской области составляет 80 млн тонн в год.
Президент «Транснефти» Николай Токарев отмечал в сентябре, что система ВСТО работает на максимальной мощности из-за роста поставок в Азию, в августе экспорт трубопроводной нефти из порта Козьмино был рекордным — 887 000 баррелей в сутки (3,71 млн тонн). Увеличить пропускную способность ВСТО-2 до Козьмино удалось летом с помощью специальных противотурбулентных присадок. По оценкам правительства, это позволит прокачивать дополнительно 7 млн тонн в год, в отрасли назвали эти оценки слишком оптимистичными.
Эксперт Финансового университета при правительстве Игорь Юшков оценил предельный объем отправок нефти в Козьмино по железной дороге в 4 млн тонн в год. По его словам, проблема не в пропускной способности Козьмино, а в пропускной способности Восточного полигона. Эксперты Argus назвали возможным объем поставок нефти в Козьмино по железной дороге в 7 млн тонн в год.
В результате санкций Евросоюза для российских нефтяников вырастет стоимость фрахта танкеров и страхования грузов. Для объемов, которые планируется экспортировать в Китай, перевозка по железной дороге может стать более выгодной, чем отгрузка в танкер на Балтике и 40-дневная транспортировка. Источники газеты отметили, что препятствиями для развития этого маршрута станут отсутствие скидок от РЖД, высокая загруженность Восточного полигона и нехватка цистерн для перевозки нефти. В РЖД отказались от комментариев.