К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Золотой «Спутник V»: прибыль производителей и дистрибьюторов вакцины выросла в 6 раз

Производство российской вакцины «Спутник V» на предприятии Biocad. (Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images)
Производство российской вакцины «Спутник V» на предприятии Biocad. (Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images)
В 2021 году выручка и прибыль производителей и дистрибьюторов вакцины против коронавируса «Спутник V» кратно выросли, один из производителей даже вошел в рейтинг самых прибыльных компаний Forbes. Учитывая назначенную государством предельную цену, при запуске производства маржа лекарства казалась очень маленькой. Forbes разбирался, как производителям удалось заработать

Тройка Харитонина

Пандемия коронавируса идет на спад. Президент США Джо Байден заявил, что в стране она закончилась. В России не видят необходимости вводить дополнительные ограничения.

Основным профилактическим средством борьбы с COVID-19 в стране стала разработанная в Центре Гамалеи вакцина «Спутник V». Она, по словам генерального директора РФПИ Кирилла Дмитриева, инвестора в разработку и производство вакцины, «зарекомендовала себя как один из наиболее эффективных и безопасных инструментов для борьбы с коронавирусной инфекцией в мире» и «стала наиболее экспортируемым лекарственным препаратом в истории России».

Удалось ли российским фармацевтическим компаниям заработать на производстве «Спутника V»? В новом рейтинге самых прибыльных компаний Forbes оказался и один из производителей вакцины — компания «Генериум», которая входит в группу «Фармстандарт», принадлежащую Виктору Харитонину (№66, $1,4 млрд в списке 2022 года). По данным финансовой отчетности, которые агрегирует база СПАРК-Интерфакс, в 2021 году чистая прибыль «Генериума» выросла в шесть раз по сравнению с 2020 годом и достигла 64,5 млрд рублей.

 

Не сильно отстали и другие производители и дистрибьюторы вакцины. Их совокупная чистая прибыль за то же время выросла в 6,6 раза. Конечно, они выпускали и другие препараты, говорит попросивший об анонимности топ-менеджер крупной дистрибьюторской фармкомпании, но «большую часть этих денег принесла, конечно, вакцина».

Четыре из семи перечисленных компаний — «Генериум», «Лекко», «Фармстандарт-Уфавита» и "Биокад" в той или иной степени аффилированы с Харитониным. 

 

Всего за 2021 год Росздравнадзор разрешил ввести в гражданский оборот 615 серий «Спутника V» (размер серий на разных предприятиях разный, начиная от 10 000 доз). 424 серии, или 74%, пришлось на предприятия Харитонина. Следующая по доле выпуска — «Биннофарм Групп» Владимира Евтушенкова (№51, $1,7 млрд), которая произвела 98 серий, или 15,9%.

Собеседник Forbes в фармацевтическом дистрибьюторе рассказывает, как холдингу Харитонина удалось превратиться в крупнейшего производителя вакцины: «В ее производстве у Харитонина участвовало две площадки. «Генериум» (владимирскую «Лекко» я считаю с ним заодно) раньше фокусировался на выпуске небольших объемов дорогостоящих препаратов, у него уже имелись биореакторы, и он стал заниматься апстримом, то есть культивацией клеточной массы. На «Фармстандарте-Уфавита» изначально стояли очень мощные линии по серийному розливу, и они стали делать даунстрим, то есть очистку и розлив. Кроме того, на «Генериуме» поставили дополнительные реакторы — вот и весь секрет».

Неожиданная маржа

Когда производство «Спутника V» только запускалось, эксперты фармрынка считали, что, несмотря на большие объемы, особой прибыли производителям вакцины не принесут. Государство назначило  цену «Спутника V» внутри страны — 953,49 рубля (с НДС), на экспорт — $10.

 

Однако, как объясняет собеседник Forbes в дистрибьюторской компании, «цена на вакцину согласовывалась в начале 2021 года, когда все заводы выпустили только первые промышленные серии». «Все делалось бегом, что-то — точно не оптимально, и выход вакцины с литра биореактора был относительно небольшой, — говорит он. — Однако с опытом [производителям] удалось отладить выпуск вакцины, увеличить выход, и они смогли на этом очень прилично заработать. Они очень хорошо справились с технологической задачей, а государство не изменило цену».

«Фармстандарт» Харитонина — не только производитель и один из крупнейших дистрибьюторов фармацевтической продукции, он входит в число крупнейших исполнителей госзаказа лекарственных средств.

По просьбе Forbes исследовательская компания Headway Group подсчитала результаты государственных тендеров, выигранных крупнейшими дистрибьюторами. В 2021 году группа Харитонина сохранила первое место и долю 10,4%, поставив по госзаказам товары на 174,7 млрд рублей. Годом ранее ее результат был 75,9 млрд рублей. 

Еще две компании, отчитавшиеся о быстром росте прибыли, — дистрибьюторы. Входящая в Ростех «Национальная иммунобиологическая компания» (Нацимбио) по распоряжению правительства стала в марте 2021 года единственным поставщиком «Спутника V». «Их заработок чисто логистический, — говорит топ-менеджер дистрибьюторской компании. — Они по договору с Центром Гамалеи развозят вакцину, а договор рассчитывается из количества доз, которые надо развезти, умноженного на стоимость развоза одной дозы».

Компания «Вакцина человека» — это «дочка» РФПИ, через которую «Спутник V» продается за рубеж. В 2020 году компания была убыточной, потому что, говорит наш собеседник, «РФПИ тратил деньги на то, чтобы зарегистрировать продукт в большом количестве стран мира, нанимал консультантов, оплачивал клинические исследования. Часть прибыли в 2021 году — это, например, продажа прав на производство».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+