Аналитики предупредили об остановке производства в ЕС из-за отказа от газа из России
Выходцы из McKinsey, эксперты консалтинговой компании «Яков и партнеры» описали сценарий для Евросоюза без российского газа. Они пришли к выводу, что сокращение зависимости Европы от газа из России в 2022-2023 году невозможно без массовой приостановки производства. Об этом сообщает РБК со ссылкой на исследование компании «Яков и партнеры» — бывшего российского подразделения американской McKinsey.
Авторы исследования отмечают, что Европа не преодолела зависимость от российского газа, несмотря заполнение газохранилищ. По их оценке, она не сможет пройти зимний сезон и предстоящий год «без сохранения поставок газа из РФ или значительного сокращения экономики». В докладе говорится, что для обеспечения своих потребностей страны Европы вынуждены будут либо сохранить импорт газа из России, либо сократить потребление газа на дополнительные 7-12 млрд куб. м, «что возможно только при полной или частичной остановке ряда отраслей».
Дефицит газа может вырасти до 20-30 млрд куб. м, в случае аварий и сбоев в цепочках поставок; если в Китае восстановится спрос на СПГ, или зима будет холодной и долгой. По данным консалтинговой компании «Яков и партнеры», в Европе остановлено 70% мощностей по производству азотных удобрений, на 25% сокращен выпуск алюминия, на 5% — выплавка стали. Эксперты полагают, что сокращение производства с высокой вероятностью продолжится «даже в случае мягкой зимы».
Европейские страны проделали большую работу по диверсификации поставок, но дальнейшее увеличение импорта, к примеру, СПГ затруднено логистическими особенностями, пишут авторы доклада. Они указывают на технические ограничения по приему СПГ из-за несвязанности многих терминалов с трубопроводной сетью. По данным аналитиков, разработчики сланцевых месторождений в США не смогут достаточно быстро нарастить поставки, чтобы предотвратить перебои в зимний период.
Принимаемые странами Европы меры дадут первые результаты только к середине-концу следующего года, отмечается в исследовании «Якова и партнеров». По словам партнера компании Елены Кузнецовой, отказ от российских поставок означает для европейских стран дефицит на весь 2023 год в 40–60 млрд куб. м газа даже при сохранении текущих темпов экономии газа. 60 млрд куб. м газа сопоставимы с годовым потреблением газа Францией и Польшей вместе взятыми или с совокупным годовым потреблением газа по таким отраслям, как производство удобрений, нефтехимия, черная и цветная металлургия и все машиностроение, рассказала Кузнецова.
«Остановка этих отраслей по цепочке повлияет и на остальные связанные отрасли, от сельского хозяйства до сферы услуг. Таким образом, у Европы нет комфортного пути для отказа от газа из России в ближайшие годы — только через потери для населения и экономики», — отметила собеседница издания. Глава Международного исследовательского центра «Яков и партнеры» Влада Богданова добавила, что в 2022 году общемировые потребности в газе вырастут примерно на 50-75 млрд куб. м, а разрыв между спросом и предложением даже без учета «региональных искажений, вызванных санкциями», составит от 75 млрд до 125 млрд куб. м. По словам Богдановой, это создаст предпосылки к сохранению высоких цен на энергоносители, и они не опустятся ниже $800 за 1000 куб. м.
Даже полные газовые хранилища европейских стран и Украины не гарантируют им надежного прохождения осенне-зимнего периода, заявил в середине сентября «Газпром». Компания отметила, что с начала года ее экспорт в страны дальнего зарубежья сократился почти на 40%. Европа закачала в хранилища 58 млрд кубометров газа, надо еще 14 млрд кубометров, утверждает российская компания.
В начале сентября «Газпром» сообщал, что европейские страны с начала года сократили поставки российского газа на свой рынок на 48%, а с учетом Великобритании — на 49%. В августе крупнейшим поставщиком газа в Европу стала Норвегия, сместив Россию, писал Reuters со ссылкой на данные компании Refinitiv Eikon. Россия с 31 августа остановила экспорт газа в Европу по газопроводу «Северный поток»: сначала до 2 сентября, но в итоге — бессрочно.