Имитация вируса: зачем Центр Гамалеи испытывает новую назальную вакцину
Другая технология
Министерство здравоохранения 31 августа выдало Центру имени Гамалеи разрешение на проведение двух первых фаз клинических исследований новой вакцины против коронавирусной инфекции. Интраназальные капли, получившие, по сведениям портала «Фармвестник», торговое название «VLP-корона», разработаны на основе вирусоподобных частиц (англ. virus-like particles, VLP. — Forbes). В государственном реестре лекарственных средств указано, что клинические исследования должны дать оценку переносимости вакцины, ее безопасности и иммуногенности, то есть способности вызывать в организме человека долгосрочный иммунитет. К испытаниям в шести медицинских центрах Московского региона, Санкт-Петербурга, Кирова и Новосибирской области привлекут 600 добровольцев 18-55 лет, которым, как и в ходе испытаний «Спутника V», введут в нос две дозы с перерывом в три недели.
В феврале этого года Минздрав дал разрешение Центру и на исследования этой вакцины в форме внутримышечной инъекции. На вопросы Forbes о результатах этой работы, как и на другие, в Центре не ответили.
Чем же отличается вакцина на основе вирусоподобных частиц от многих других? Государственное задание на разработку прототипа этой вакцины Центр Гамалеи получил от Минздрава в начале 2021 года (сейчас этот документ на сайте центра отсутствует). Особенности вакцины описывал в 2020 году Роспотребнадзор: «Вакцины на основе вирусоподобных частиц… состоят [не из убитых вирусов или их части, а] только из вирусных белков, и в их состав могут входить адьюванты (вещества для усиления иммунного ответа. — Forbes) и иммуностимуляторы (биологически активные вещества для усиления функций иммунной системы. — Forbes). Для усиления иммунного ответа эти белки собираются в частицы, похожие на вирус. Такие вакцины безопасны и иммуногенны, но их производство для массовой вакцинации технологически сложно и требует высоких финансовых затрат». Другими словами, эти вирусоподобные частицы имитируют вирусы, но в вакцине не содержится генетический материал вируса и они не заразны, хотя иммунная система человека распознает белки VLP и формирует иммунный ответ.
В свою очередь, знакомый нам «Спутник V» состоит из оболочки аденовируса человека (вектора), то есть носителя, из которого удаляется вызывающий инфекцию генетический код самого аденовируса, а взамен вставляется участок генома с кодом белка от «шипа» коронавируса SARS-COV-2 — S-белка, который позволяет вирусу закрепляться в организме. При помощи этого механизма «Спутник V» запускает в организме человека что-то похожее на полноценную реакцию на настоящую вирусную инфекцию и так формирует иммунитет.
В чем преимущество новой вакцины? «Вирусоподобные частицы не могут вызывать заболевания, а должны работать только на создание иммунного ответа», — рассказывает Forbes научный руководитель НИИ вакцин и сывороток имени Мечникова Виталий Зверев. А научный сотрудник Федерального исследовательского центра фундаментальной и трансляционной медицины (ФТМ) Александр Чепурнов объяснял Forbes: «Нам придется [в течение жизни] вакцинироваться несколько раз. Препарат «Спутник V» для этого не подойдет: после прививки будет получен иммунитет, но еще раз использовать эту вакцину не удастся. Дело в том, что она настроена против S-белка, той самой внешней «короны», с помощью которой вирус «прицепляется» в организме, но именно этот белок подозревают в склонности к мутациям. Он может со временем измениться, поэтому нужно создавать препараты, в которых будут задействованы другие, коровые (то есть внутренние) белки вируса».
Сколько стоит VLP-вакцина
Во сколько могло обойтись создание новой вакцины? Зверев из Института имени Мечникова замечает, что «научная часть работы не очень дорогая, дороги исследования по изучению эффективности и безопасности вакцины». Обычно, рассказывает он, «за научную разработку просят около 30 млн рублей, а на испытания и исследования (а это несколько сотен миллионов) могут использовать государственные гранты».
В ноябре 2021 года Центр Гамалеи заключил контракт на 8,24 млн рублей с исследовательской компанией «Рик-Фарма» на разработку научно-методических подходов к организации исследования вакцины VLP. Контракта на проведение клинических испытаний этой вакцины обнаружить не удалось, но на I и II фазы испытания «Спутника V» в виде назальной вакцины государство выделяло 187,8 млн рублей. На доклинические испытания VLP, по подсчетам «Фармвестника», было потрачено 28,7 млн рублей: проверка иммуногенности и безопасности на 18 макаках-резусах обошлась в 11,64 млн рублей, общей токсичности — в 9,46 млн рублей, дополнительное исследование иммунотоксичности и генотоксичности — в 1,64 млн рублей, репродуктивной токсичности — в 3,916 млн рублей, способности вызывать лихорадочную и аллергические реакции — в 2,049 млн рублей. И это еще не все исследования. Некоторые договоры журналистам обнаружить не удалось. Тем не менее разработка стоила как минимум около 250 млн рублей.
«VLP-корона» станет третьим назальным спреем для прививок против коронавируса. Первым был «Спутник V», а в августе 2022 года «Генериум» миллиардера Виктора Харитонина начал производство второй антиковидной назальной вакцины — «Салнавак», сообщали Forbes в пресс-службе компании. «Салнавак» выпускается по лицензии Центра имени Гамалеи и, судя по инструкции, ее состав полностью совпадает с составом «Спутника V».
Тем временем начинаются клинические испытания четвертой интраназальной вакцины против COVID-19 под названием «Корфлювек», которую разработали в НИИ гриппа имени Смородинцева. Директор НИИ по научной работе Дарья Даниленко рассказывала, что их вакцина разрабатывалась на основе аттенуированного (ослабленного. — Forbes) гриппозного вектора, то есть носителя, и в дальнейшем препарат будет использоваться и против гриппа, и против COVID-19.