Финский производитель шин Nokian Tyres начал поиск покупателей на свой завод в России
Финский производитель шин Nokian Tyres ищет покупателей на свой завод в Ленинградской области. До начала сентября потенциальные покупатели должны предоставить обязывающие предложения, выяснил «Коммерсантъ». Среди претендентов на актив, оцениваемый в €400 млн, называют структуры, близкие к «Татнефти», и бизнесмена Романа Троценко
Финский концерн Nokian Tyres начал искать претендентов на свой российский бизнес — завод во Всеволожске Ленинградской области (производственная мощность — 16 млн шин в год, 60% от его выпуска экспортировалось). Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. По их словам, до начала сентября Nokian собирает обязывающие предложения на покупку завода.
Nokian приняла решение о «контролируемом» уходе из России на фоне санкций ЕС, они, по словам главы концерна в России Андрея Пантюхова, сделали «невозможной дальнейшую работу в составе концерна». По словам источников газеты, на завод претендуют несколько инвесторов, включая нефтяные компании и профильных игроков. В числе интересантов они назвали структуры, связанные с «Татнефтью» и владельца AEON Романа Троценко.
«Татнефть» выпускала шины под брендом Kama Tyres, но после введения санкций ЕС против шинных предприятий нефтекомпании продала бизнес «Татнефтехиминвест-холдингу» (49% у Татарстана, другие акционеры неизвестны). Активы корпорации AEON включают региональные аэропорты, предприятия речного транспорта, производителя азотных удобрений «СДС-Азот». Троценко несколько лет интересуется химическими активами: в 2019 году приобрел волгоградский завод «Химпром» (под проект по выпуску метанола), а в 2020 году — татарстанский «Аммоний». К шинному бизнесу он отношения не имел.
В «Татнефти» заявили, что «не комментируют слухи». Троценко не ответил на вопрос газеты, а в российском офисе Nokian Tyres сказали, что «согласованной или подтвержденной информации по заданным вами вопросам нет». В Nokian призвали ориентироваться на последние заявления, в которых говорилось, что компания рассматривает различные варианты ухода из России.
Nokian не поставляла шины на автозаводы и поэтому относительно не пострадала от их практически полной остановки весной. В компании заявляли, что из-за невозможности экспорта шин в страны ЕС (запрещен с 10 июля пятым пакетом санкций) производство на российском заводе значительно снизится. Сейчас Nokian, согласно отчетности концерна, наращивает выпуск на площадках в Финляндии и в США.
В январе—июне 73% всех произведенных шин Nokian для легковых автомобилей были выпущены в России. В 2021 году на Россию приходилось 20% продаж марки и 80% выпуска. По данным отчетности компания, она оценила потери от обесценения российских активов примерно в €300 млн.
Производство шин во многом зависит от глобальных цепочек поставок, в том числе по натуральному каучуку. Глава Nokian в России Андрей Пантюхов рассказывал, что заменить натуральный каучук, особенно в зимних шинах, невозможно. В марте в Michelin прямо указали на трудности с поставками сырья и полуфабрикатов в Россию. В июне в Continental заявили, что «традиционно шинные производители в России зависят от иностранного сырья, поскольку в рецептуре шины присутствует около 60 различных материалов, часть из которых не производится в России». В частности, в стране не производятся ускорители вулканизации.
Инвестиции Nokian в завод в России до 2013 года составили более €530 млн, а с 2014 по 2021 годы — более €300 млн, за весь период — более 45,5 млрд рублей, подсчитал глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Стоимость предприятия с учетом прав на использование бренда в России на начало 2022 года составляла не менее €400 млн, оценил эксперт. Аналитики добавил, что сейчас компания вынуждена будет предоставить дисконт.