Рестораторы назвали посещаемость ресторанов Москвы в августе худшей за пять лет
Представители гастрономической отрасли Москвы оценили посещаемость столичных ресторанов в августе как самую провальную за пять лет. Рестораторы не ожидают восстановления потока гостей в этом году. Еда дорожает, россияне все больше экономят. Часть посетителей рестораны потеряли из-за ухода иностранного бизнеса из России, а часть — из-за отсутствия туристов
На гастрономическом рынке Москвы под конец лета произошел самый серьезный за пять лет спад — трафик столичных ресторанов оказался ниже прошлогоднего на 11%, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Focus Technologies. В июне и июле показатель рос на 43% и 37% соответственно, но в 2021 году в эти месяцы работали только летние веранды, а посещение ресторанов без QR-кодов (свидетельство о вакцинации против COVID-19) было запрещено.
В мае Focus Technologies отмечала всплеск посещаемости ресторанов, но потом тенденция сменилась на противоположную. По оценке управляющего одного из крупнейших гастрономических рынков Москвы, такого «провального» августа по числу гостей не было более пяти лет. Руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев отметил, что, кроме сезонного фактора, на посещаемость заведений повлияла сберегательная модель поведения — россияне по возможности отказываются от товаров и услуг, не относящихся к категории первой необходимости.
Цены в ресторанах выросли на фоне общей инфляции, напомнил совладелец сети гастробаров «Раковая» Евгений Ничипурук. По данным Focus Technologies, в августе средний чек в кафе и ресторанах Москвы увеличился на 9% год к году. Серьезнее других пострадали заведения, расположенные в торговых центрах Москвы.
В ресторанах «Мясо & Рыба» в «Vegas Кунцево» и «Мега Теплый Стан» просадка по посещаемости стала серьезной, рассказал основатель сети Сергей Миронов. По его словам, сказалось закрытие магазинов международных брендов, а управляющие торговыми центрами «ничего пока не сделали для восстановления трафика». В сети Gagawa посещаемость в первые два месяца лета снизилась на 4–7%, отметил гендиректор сети Ленар Кутлин.
Кутлин считает, что увеличения трафика ресторанам вряд ли стоит ждать в этом году — о восстановлении покупательского спроса «сейчас говорить преждевременно». Гендиректор RestCon Елена Перепелица ожидает, что положение рестораторов будет продолжать ухудшаться. По словам Кутлина, из-за временного закрытия иностранных операторов общепита некоторым местным заведениям удалось увеличить поток гостей, иначе показатели посещаемости упали бы сильнее.
В августе Mall Index (отражает изменение числа посетителей на 1000 кв. м торговых площадей) в столичных торговых центрах оказался на 11% ниже, чем годом ранее. От иностранного бизнеса оказались зависимы и заведения, расположенные в объектах стрит-ретейла. В летние месяцы трафик сети «Раковая» оказался на 15–20% ниже ожидаемого, в частности, из-за отъезда части международных компаний из бизнес-центров Москвы, отметил Ничипурук. Он добавил, что часть посетителей переехала в другие страны. В ресторанах и кафе в деловых зонах Москвы в марте — июне количество заказов сократилось на 11% год к году.
Управляющий сетью «Моремания» Артем Ломизе сказал, что на фоне снятия антиковидных ограничений участники ресторанного рынка Москвы ожидали этим летом получить дополнительный приток гостей за счет туристов. По его словам, этого не произошло, к тому же этим летом больше москвичей уехали в отпуск, что также повлияло на посещаемость ресторанов.
По данным пограничной службы ФСБ, в первой половине 2022 года россияне совершили 8,5 млн поездок за рубеж, что на 20% больше, чем годом ранее.