К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Жизнь за МКАД: строительство загородного жилья в Подмосковье подешевело на 13,5%

Строительство ИЖС в Подмосковье (Фото Ведомости / ТАСС)
Строительство ИЖС в Подмосковье (Фото Ведомости / ТАСС)
Производители стройматериалов для загородных домов в Москве и Санкт-Петербурге в II квартале 2022 года снизили цены на 8-23% в зависимости от категории товаров. Стоимость строительства дома из газобетона в Московской области подешевела на 10,5%, каркасного — на 13,5%. По прогнозам DIY-ретейлеров, потенциал снижения цен практически исчерпан, скоро стройка снова начнет дорожать

Российский рынок покидают крупные международные бренды, в том числе производители товаров для дома и ремонта, строительных материалов, инструментов и оборудования. На фоне падения курса рубля, роста цен и закрытия границ для поставок в Россию европейских товаров в конце первого квартала возник ажиотажный спрос на стройматериалы, средний чек в DIY-сетях увеличился на 27-70%.

В II квартале, на который приходится начало строительно-ремонтного и дачного сезона, ситуация изменилась. По данным исследования «Индекс строительства дома» от Infoline и торгово-строительной сети «Петрович» (есть в распоряжении Forbes), за счет снижения цен на материалы для индивидуального жилого строительства (ИЖС) смета на строительство загородного дома в Московской и Ленинградской областях во втором квартале заметно сократилась по сравнению с первым кварталом.

Расчет производился для проектов двухэтажных жилых домов размером 8×8 м двух видов: газобетонных и каркасных. Стоимость первых снизилась на 10,5% в Подмосковье (до 56 800 рублей за кв. м) и на 7,9% в Ленинградской области (до 55 200 рублей за кв. м). Таким образом, бюджет на строительство дома из газобетона в Московской области составил 4,86 млн рублей, в Ленинградской — 4,73 млн рублей. Стоимость более дешевого варианта — каркасного дома — также сократилась на 13,5% в Подмосковье (до 36 100 рублей за кв. м, или 3,55 млн рублей за дом) и на 10,8% в Ленобласти (до 37 400 рублей за кв. м, или 3,67 млн рублей за дом). 

 

«Видим, что сейчас потребители не спешат принимать решения о покупке, скорее всего, ожидая дальнейшего снижения цен, — отмечает коммерческий директор «Петрович» Константин Мельников. — Понять их можно: разница в стоимости даже в одну тысячу рублей очень ощутима при заказе больших объемов». Тем не менее Мельников считает, что потенциал снижения во многих товарных категориях практически исчерпан, цены на материалы уже вернулись к допандемийным временам.

Отечественный фасад

По данным «Индекса строительства дома», цены упали в большинстве товарных групп. Сильнее всех подешевели инженерные и электрические системы (на 23,7% в Подмосковье и на 20,7% в Ленобласти), фундамент (минус 20,4% и минус 17,6% соответственно), лесо- и пиломатериалы (минус 19,3% и минус 7,8% соответственно). При этом стоимость материалов для фасада выросла на 10% в Московской области и на 16,6% в Ленинградской — из-за дефицита строительной химии и материалов для теплоизоляции, в частности минеральной ваты, объясняет Мельников: «Верхний слой фасада — это или колерованная штукатурка, или краска. А с краской сейчас не все просто, потому что ведущие иностранные производители ограничивают деятельность в России».

 

В апреле ряд западных производителей лакокрасочных материалов заявил о приостановке работы в России, в том числе финская Teknos Group, норвежская Jotun, голландская Holland Colours, датская Hempel и другие. По данным онлайн-гипермаркета «ВсеИнструменты.ру», рост цен на лакокрасочные материалы, строительную химию и керамическую плитку во втором квартале 2022 года составил в среднем около 10-20%. В то время как цены на газобетон, фанеру, брус сократились на 30-50%.

Совладелица крупной строительной сети «Максидом» Мария Евневич говорит, что при закупках в магазины сети оптовые цены на общестроительные материалы ИЖС выросли в конце первого квартала 2022 года на 3-17%, а закупочные цены на отделочные материалы (керамическая плитка, керамогранит, ламинат) увеличились на 25-50%. Наибольший рост закупочных цен — 50% — пришелся на импортные товары из Европы. По ее словам, несмотря на то, что к концу II квартала некоторые производители уже начали заявлять  о постепенном снижении закупочных цен, к прежнему уровню они пока не вернулись.

«В конце февраля и начале марта рост цен был в первую очередь обусловлен курсом валют. Но более долгосрочным фактором, влияющим на цены, стало нарушение сложившихся логистических цепей и удорожание логистики, — комментирует Евневич. — Кроме того, даже отечественным производителям потребовалось искать замену импортным комплектующим и сырья: красителей, глазури, декоративной бумаги, глины».

 

С весны высокий спрос наблюдался на европейские бренды электроинструментов, товаров для сада, станков, оборудования для клининга, приводит данные заместитель коммерческого директора по закупкам «ВсеИнструменты.ру» Иван Куприянов. «Ряд европейских поставщиков из смежных рынков начал объявлять о своем уходе, поэтому люди в панике побежали покупать товар. Также были всплески на дачные товары, инструменты бытового сегмента. То есть все то, что пригодится людям для дачи», — говорит он.

Закрытый рынок

«Одним из факторов снижения стоимости продукции стала ситуация с экспортом, — говорит Константин Мельников. — Сегодня весь лесопромышленный комплекс находится под санкциями, поэтому появилось большое количество товаров, которые будут сбываться только на внутреннем рынке. Цены на газобетон упали во многом из-за возросших поставок этого товара из Белоруссии, сейчас также ограниченной в возможностях экспорта. Российские производители газобетона вынуждены реагировать на изменившуюся конъюнктуру и менять цены».

По словам основателя компании «ЗемКомфорт» Виктора Шалимова, с марта было поэтапное повышение цен на 15-20% на оборудование для строительства коттеджей и на 35-40% на стройматериалы, но в II квартале цены росли уже незначительно, а к концу наблюдалась небольшая коррекция, во-многом связанная со снижением спроса.

«К сожалению, начало строительного сезона в сегменте загородной недвижимости в 2022 году не отметилось ажиотажным спросом на общестроительные материалы в сравнении с аналогичным периодом прошлого года», — подтверждает Мария Евневич.

В 2022 году загородный рынок стал замирать после ажиотажа предыдущих двух лет, связанного с пандемией коронавируса, говорит руководитель строительной компании «НЕФ» Ростислав Плечко. «Тренд на переезд никуда не делся, желающих покинуть мегаполис осталось очень много, но процессы строительства стали сложнее, — рассказывает он. — Это связано с удорожанием и уменьшением количества привлекательных земельных участков, с отсутствием возможностей для быстрого подключения к сетям, действующих и находящихся в продаже участков, а также с удорожанием материалов». 

 

«Если объемы строительства в России увеличатся, то, возможно, на рынке сохранится высокий спрос, благодаря которому различные предприятия, в первую очередь лесопромышленного комплекса, не будут сворачивать деятельность, — говорит Константин Мельников из «Петровича». — В это хотелось бы верить».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+