Доля деловых поездок за границу в первом полугодии 2022-го выросла до 10%
Только 10% деловых поездок российского бизнеса по итогам первого полугодия 2022-го пришлось на зарубежные направления, об этом говорится в исследовании (есть у Forbes) компании «Аэроклуб», крупного игрока на рынке делового туризма. Эти показатели пока недотягивают до цифр первого полугодия 2019-го, когда на долю зарубежных командировок приходился 21% от всех перелетов, но лучше аналогичного периода 2021 года, тогда зарубежные командировки занимали всего 5%.
Наибольший спрос на авиабилеты в одну сторону у представителей бизнеса был зафиксирован в марте (рост на 69% месяц к месяцу). Это объясняется тем, что на фоне начала «спецоперации» России на Украине* и введенных санкций многие компании приняли решение релоцировать бизнес, отмечается в исследовании.
Чаще всего, по данным «Аэроклуба», в первой половине 2022 года в зарубежные командировки отправлялись представители IT- и телеком-индустрий, а также сотрудники финансовых и консалтинговых компаний. На них пришлось 24% и 14% от всех авиабилетов за рубеж соответственно. Причем во II квартале 2022 года число перелетов сотрудников IT- и телеком-компаний выросло по отношению к I кварталу на треть. На третьем месте компании добывающей и обрабатывающей промышленности, энергетики (доля 13%), рост числа поездок во II квартале по отношению к I кварталу — 76%.
На четвертом и пятом местах компании, чьи сотрудники обеспечивают поставку и ремонт технологического оборудования (доля 7%) и представители ретейла (доля 6%). Рост числа их деловых поездок во II квартале по отношению к I кварталу составляет 45% и 108% соответственно.
Средняя стоимость перелета за рубеж выросла по сравнению с первым полугодием 2021-го в экономклассе на треть и составила 31 000 рублей (плюс 94% к 2019 году) за перелет в одну сторону. За авиабилет в салоне бизнес-класса деловые путешественники в среднем платили 90 000 рублей, что на 49% больше, чем в 2019 и 2021 годах (в эти периоды существенной разницы в ценах не было).
Самыми востребованными странами у представителей бизнеса в первом полугодии 2022-го стали Казахстан (154% к первому полугодию 2021-го, минус 26% к первому полугодию 2019-го), Турция (288% к 2021-му, минус 26% к 2019-му), ОАЭ (277% к 2021-му, 74% к 2019-му), Узбекистан (56% к 2021-му, минус 7% к 2019-му), Армения (112% к 2021-му, минус 11% к 2019-му), Белоруссия (минус 1% к 2021-му, минус 76% к 2019-му), Франция (175% к 2021-му, минус 84% к 2019-му), Израиль (+5444% к 2021-му [тогда в стране действовали ограничения на въезд и выезд из-за ковида. — Forbes], 117% к 2019-му), Азербайджан (304% к 2021-му, минус 39% к 2019-му), Италия (минус 18% к 2021-му, минус 86% к 2019-му).
Возглавлявшая в 2019 году топ самых востребованных стран у представителей бизнеса Германия потеряла 94% (+195% к 2021-му) деловых путешественников из России и оказалась на 12 месте, а США с шестого переместились на 11-е место (+234% к 2021-му, минус 84% к 2019-му).
«Мы видим, что рост деловой активности продолжается, и ожидаем, что к концу года доля зарубежных командировок составит 15%. Безусловно, такой прогноз реалистичен только при условии сохранения открытых границ и нормальной эпидемиологической обстановки. О полном восстановлении спроса на поездки за границу можно будет говорить только в случае восстановления нормального авиасообщения», — отметила Юлия Липатова, управляющий директор компании «Аэроклуб».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.