К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Нас не потопишь: как турбизнес Сочи справляется со стихией

Молния над Черным морем во время грозы в курортном поселке Дагомыс Лазаревского района. (Фото Владимира Смирнова / ТАСС)
Молния над Черным морем во время грозы в курортном поселке Дагомыс Лазаревского района. (Фото Владимира Смирнова / ТАСС)
Всего за один месяц главный курорт страны — Сочи — пережил два стихийных бедствия. 24 июня дожди, сильный ветер и смерчи обрушились на Лазаревский район Сочи, 24 июля ливни затопили городские улицы в Центральном. Но непогода туристов не пугает — отказов от бронирования авиабилетов на курорт после ливней стало даже меньше. По оценке АТОР, 20-27 июля в Сочи отдыхало в полтора раза больше туристов, чем годом ранее. По прогнозам, турпоток будет расти и дальше

За семь месяцев 2022 года курорт посетило 3,8 млн человек, подсчитали в Ассоциации туроператоров России (АТОР), — это на 10% меньше, чем в 2021-м. Но вице-президент по внутреннему туризму АТОР, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин считает, что к сентябрю количество отдохнувших туристов в Сочи должно превысить 5 млн человек — на 5% больше, чем за восемь месяцев 2021 года.

«Стихийное бедствие не повлияло на решение отдыхающих, ведь подобное в Сочи случается регулярно — бывают и дожди, и смерчи. Наши туристы понимают: если едешь в субтропики, то из десятидневного отдыха один день точно придется посидеть на берегу. С природой невозможно бороться», — рассказывает Ромашкин. Не ослабила поток туристов и взлетевшая в полтора раза стоимость размещения в сочинских гостиницах.  

Сила воды

К вечеру 23 июля погода в Сочи сильно ухудшилась, ночью прошли залповые дожди. Самый сильный удар стихии пришелся на Центральный район города. Здесь потоки воды вырывали с дорог пласты асфальта, выбивали двери, уносили и корежили автомобили. В современной истории Сочи подобного еще никогда не было. Администрация города уверяет, что сделала все от нее зависящее.

 

«Средства размещения (отели, санатории, пансионаты) были информированы о неблагоприятных погодных условиях. В свою очередь, были оповещены гости средств размещения. Руководителями средств размещения города были приняты превентивные меры в целях минимизации последствий от неблагоприятных погодных условий: дополнительно проведена расчистка территорий, проверены ливневые системы, подготовлен инвентарь», — рассказал Forbes глава Сочи Алексей Копайгородский. Все городские службы работали круглосуточно в усиленном режиме.

По словам заместителя директора департамента курортов, туризма и потребительской сферы администрации Сочи Кирилла Сазонова, от стихии пострадало более десятка средств размещения: «Родина», «Зеленая роща», «Русь», «Актер» и др. В пансионате «Бургас» затопило подвалы и подземный переход, у отеля «Звездный» — ресторан и подземную парковку. На пляж санатория «Сочи» сошел сель, у санатория «Салют» затопило два корпуса и снесло со стоянок несколько автомобилей в море.

 

У санатория «Радуга», где традиционно отдыхают сотрудники ФНС России, размыло пляж, вышли из строя насосы для бассейна, подтоплены технические помещения и ресторанный зал. Потоки воды снесли ограждение коллектора между санаториями «Радуга» и «Русь». «Основной удар пришелся на четвертое КПП, ворота и стены которого повреждены, зато этот пункт предотвратил уплыв машин в море, — рассказывает генеральный директор «Радуги» Бахтиер Николькин. — Кроме того, большинство отдыхающих «Радуги» проводят вечернее время на пляже, где организованы различные досуговые мероприятия. Из-за стихии эти гости буквально застряли на берегу. Мы не могли проехать, чтобы их забрать, поэтому укрыли от бедствия в сухих служебных помещениях, а потом уже выводили с морской территории наверх, где находятся жилые корпуса».

По оценкам Николькина, материальный ущерб санатория от наводнения составил около 350 000 рублей. Руководство надеется на частичное возмещение от администрации города, с которым ведет сейчас об этом переговоры.

В четырехзвездочном отеле Green Flow в горном кластере сильный ливень провалил крышу здания. «Ремонт нижней обшивки козырька крыши входной группы у нас уже был запланирован. Шторм только усилил износ обшивки», — говорит глава Green Flow Александр Тертычный.

 

Привычное явление

По данным департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства администрации города Сочи, с учетом экскурсантов на курорте 22-23 июля отдыхало 209 400 человек. «Об оттоке отдыхающих речи нет, как нет и массовых отказов от бронирований, — уверяет замглавы Сочи Инна Петухова. — Туристы продолжают прибывать, большинство из них стихии не испугались».

В туроператоре Fun&Sun (бывший «TUI Россия») говорят, что запросов на прерывание отдыха и досрочный возврат домой от туристов не получали. «Разгул стихии в Сочи — явление регулярное. В случае если поступают жалобы на подтопление номеров на первых этажах, вопрос решается на месте, и туристы переселяются в другие номера. Некоторые экскурсии пока не проводятся, так как часть из них проходит в горах», — рассказывает представитель «Интуриста» Дарья Домостроева.

«Динамика отмен бронирований в целом ровная: 20-21 июля (до наводнения) она немного подросла, а с 22 июля — наоборот, немного упала. Но как таковых всплесков нет, поэтому влияния от потопа на отмены бронирований мы не видим», — говорит пресс-секретарь Ostrovok.ru Анита Гусич.

В Сочи к разгулу стихии уже привыкли. По словам руководителя туроператора «Алеан» Ильи Уманского, все, как правило, «наготове и умеют мобилизовываться». Два года назад горная речка, протекающая на территории отеля Alean Family Sputnik, вышла из берегов, приводит пример Уманский, мост через нее не давал пройти бревнам, веткам и мусору, которые несло бурное течение, образовалась плотина, из-за которой вода затопила территорию гостиничного комплекса. «После того случая теперь у нас дежурит трактор, который вовремя достает крупный мусор из реки. В этот раз, к счастью, наш отель не пострадал, и мы не получили ни одной жалобы от своих туристов из отелей-партнеров, с которыми работаем», — говорит Уманский.

Сейчас пострадавшие отели и санатории при содействии местных властей проводят расчистку территорий и пляжей. «Все работали на совесть. Были предоставлены все средства, люди, техника», — рассказывает заведующий пляжем «Салют» Алексей Великий.

 

Предприниматели курорта пока еще только оценивают свой ущерб от стихии. В администрации города уверяют, что они могут воспользоваться льготными займами Фонда микрофинансирования Краснодарского края. По словам директора департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Сочи Григория Рыгалова, за информацией о такой помощи в департамент обратились пока лишь 10 человек. 

«Причины произошедшего просты и понятны: редкая ливневая канализация способна справиться одномоментно с таким объемом воды, но работать нашим черноморским курортам с канализационной системой надо активно. Нарекания к ней есть уже давно, и сейчас, когда ситуация на внешних рынках непростая, важно сконцентрироваться на строительстве и внутреннем туризме, так как курортных территорий в стране не так уж много», — считает вице-президента федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+