К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Доходы из отходов: как американская компания превращает мусор в большие деньги

Генеральный директор Republic Services Джон Вандер Арк (Фото Ethan Pines для Forbes)
Генеральный директор Republic Services Джон Вандер Арк (Фото Ethan Pines для Forbes)
Около 10 лет назад Джон Вандер Арк, молодой консультант McKinsey, понял, как небольшая компания по вывозу отходов может начать получать гигантские прибыли, установив наценку на разные виды мусора. Сегодня Republic Services — вторая по выручке компания в США, занимающаяся управлением отходами, в которую инвестировал Билл Гейтс, а Вандер Арк — ее генеральный директор

Свалка Арех, расположенная в Овечьих горах к северу от Лас-Вегаса, ежедневно принимает 8000 т мусора, который привозят 280 грузовиков. Они съезжают с федеральной магистрали, а затем поднимаются по извилистой дороге к так называемой рабочей стороне — активной зоне площадью примерно 1,2 га, где огромные бульдозеры с шипами на колесах давят и утрамбовывают мусор. Груда мусора местами уже достигает 150 м в глубину, но здесь еще достаточно места, чтобы веками хоронить отходы Города грехов. Владелец свалки, мусорный гигант Republic Services, заключил 15-летний монопольный контракт на сбор мусора и вторсырья со всего региона Лас-Вегас.

«Мы предпочитаем называть это франшизой», ― говорит 47-летний генеральный директор Republic Services Джон Вандер Арк, который перечисляет 5% от выручки по контракту (около $250 млн в год) округу Лас-Вегас в обмен на эксклюзивность.

Ежедневно Republic перевозит примерно 28 т недоеденной еды и других пищевых отходов из гостиниц и казино на ферму неподалеку от свалки Apex — там их перерабатывают в желто-коричневое месиво, которое скармливают 3500 свиньям. Другие органические отходы со временем начинают гнить и выделять метан, который завуалированно называют «свалочным газом» — Republic собирает его и продает с наценкой промышленным клиентам. Между тем горнодобывающая компания платит Republic роялти за 150 грузовиков в день измельченного горного камня, который компания вывозит со свалки, чтобы освободить место под новый мусор. Этот камень смешивается с бетоном для тротуаров Лас-Вегаса. Следующий шаг — новый региональный «центр полимеров», который будет зарабатывать на готовности производителей еды и напитков платить за высококачественный переработанный пластик больше, чем за новый материал.

 
Фото Republic Services

Базирующаяся в Финиксе Republic управляет 198 свалками, 71 перерабатывающим центром и маршрутами сбора мусора в 41 штате. После пандемийного 2020 года в 2021-м объемы вернулись к прежним значениям, в результате чего чистый доход компании увеличился на 17% и достиг $1,3 млрд при продажах в $11,3 млрд. Ее акции, которые сейчас торгуются около $131, всего на 10% уступают рекордной отметке 2021 года, тогда как индекс S&P 500 с тех пор просел на 18%.

В чем секрет Вандер Арка? Он полностью придерживается идеи, что в его деле мусор — это актив, который должен продаваться по высокой цене. «Мусор стоит гораздо дороже, чем мы когда-либо думали», ― говорит он с восторгом. Во всяком случае, дороже, чем думало большинство людей. Еще в 2009 году, когда он начал работать с Republic как молодой консультант McKinsey с дипломом юридического факультета Гарварда, Вандер Арк понял, как дорого может стоить мусор. «Пандемия доказала, что единственное, что мы можем контролировать ― это цена. Мы не контролируем объемы и не создаем спрос».

 

«Я скептически отношусь к консультантам McKinsey, ― говорит Майкл Хоффман, управляющий директор балтиморской фирмы Stifel Investments, который с 2008 года изучает бизнес на мусоре. ― Но Джон привнес нечто, до чего они не додумались бы сами. Отрасль промышленного сбора отходов никогда не позиционировала активы как дефицитные, никогда не максимизировала маршруты».

Для начала молодой консультант убедил тогдашнего CEO Дона Слагера, что Republic взимает с независимых сборщиков мусора недостаточно высокие «комиссии» за право сбрасывать груз на свалках компании. Маржинальная стоимость еще нескольких тонн мусора на свалке казалась обманчиво низкой, поскольку не учитывала высокие расходы на создание новых свалок. В сущности, Republic слишком дешево продавала будущую прибыль.

Вандер Арк утверждал, что Republic должна резко поднять цены. Клиенты, которые не смогут себе их позволить, уйдут. А те, которые смогут платить, сами определят себя как достаточно прибыльных, чтобы стать потенциальными объектами приобретения со стороны Republic. По словам Хоффмана, только в 2019 году их главный соперник из Хьюстона Waste Management (продажи в 2021 году — $18 млрд) достиг такой же агрессивной ценовой политики, как Republic.

 

И Waste Management, и Republic (первое и второе места в рейтинге компаний по вывозу мусора соответственно) — детища миллиардера Уэйна Хуизенга, умершего в 2018 году. Он начинал с мусоровозов, а позже приобрел сотни конкурентов и в 1971 году вывел Waste Management на биржу. В 1984-м он покинул компанию и повторил ту же стратегию скупки соперников с Blockbuster Video и AutoNation. Republic отделилась от AutoNation в 1999 году.

Когда 10 лет спустя Вандер Арк пришел в компанию, Republic все еще не успела интегрировать все свои приобретения. Она вела деятельность под десятками названий — от Duncan Disposal до Trash Taxi — и не имела стандартов ремонта грузовиков или управления автопарком. «Не нужно чинить грузовик 165-ю разными способами — должен быть один способ. Продолжительная эксплуатация — это прибыль. Автопарк должен быть на ходу», ― говорит Вандер Арк, который даже отправляет механиков в командировки через всю страну, чтобы грузовики продолжали ездить.

Подход Вандер Арка к росту и прибыли хорошо иллюстрируется недавней сделкой Republic , которая приобрела за $2,2 млрд компанию U.S. Ecology, занимающую 36% рынка утилизации опасных отходов и управляющую пятью свалками, где зарыты химические, медицинские и низкоуровневые ядерные отходы. Он не колеблясь доплатил 70% сверх предварительной цены акций компании, чья операционная маржинальность ниже, чем у Republic. Дело в том, что, поскольку объемы опасных отходов растут быстрее, чем объемы обычного мусора, а открыть новую свалку опасных отходов почти невозможно, он сможет поднимать цены и повышать рентабельность.

Несмотря на подобные инвестиции, Republic стабильно выплачивает дивиденды. Ее крупнейший акционер Cascade Investments (личная холдинговая компания сооснователя Microsoft Билла Гейтса) ежегодно получает более $200 млн дивидендов в год благодаря доле 34%. Хоффман считает, что для Гейтса это хороший способ диверсифицировать активы. «Помните, мы говорим о мусоре, ― говорит Хоффман.— Он требует больших вливаний капитала и не растет на 20% в год, как программное обеспечение, но для крупных игроков это теперь необычайно стабильный и устойчивый к инфляции бизнес».

Так что ставка на то, что общество продолжит производить мусор, кажется беспроигрышной. И если люди не начнут опять выбрасывать мусор на улицах, мусоровозам обеспечено надежное будущее.

 

Перевод Натальи Балабанцевой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+