Wildberries установил план продаж продавцам: от него зависит комиссия онлайн-площадки
Wildberries с марта запустил новую систему мотивации продавцов: он снижает комиссию для тех, кто перевыполняет установленный маркетплейсом план продаж, и повышает ее для не справившихся с задачей. Если продавцы решат оспорить практику, шансы признать действия маркетплейса злоупотреблением правом высоки, отмечают юристы
Маркетплейс Wildberries уведомил продавцов о новых условиях работы: он определил план продаж для контрагентов, чей недельный объем продаж на площадке превышает 100 000 рублей. Для нарастивших недельную выручку на 10% Wildberries снижает свою комиссию на 5% за этот период и возвращает ее в виде бонуса, для тех, кто не справился с заданным темпом роста, комиссия увеличивается на 5%, ее удерживают при следующей выплате, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо, разосланное контрагентам маркетплейса.
Из него следует, что отказаться от участия в акции невозможно. В Wildberries сообщили, что впервые использовали такой механизм в марте. По словам представителя одного из крупных производителей, который торгует на Wildberries, акция запускается волнами, сейчас на площадке третья такая волна. Собеседник газеты рассказал, что на этот же период пришлась и другая промоакция маркетплейса, когда нужно было существенно снизить цены, поэтому у компании не было возможности нарастить продажи на 10%. Он назвал снижение цен «единственным эффективным способом увеличить продажи на положенные 10%».
В Wildberries объяснили новую практику стремлением избежать спекулятивного роста цен на площадке и расширить ассортимент на фоне дефицита. Работающий с Wildberries федеральный fashion-ретейлер сообщил, что тоже не смог нарастить продажи на 10%, но скидка постоянного покупателя, которую компенсирует Wildberries, полностью нивелировала этот штраф. В Wildberries рассказали, что вложили около 16,7 млрд рублей в компенсации скидки постоянного покупателя для всех продавцов маркетплейса.
Другой крупный продавец, работающий с площадкой, отметил, что и конкуренты Wildberries «придумывают различные механики» для мотивации своих партнеров увеличивать продажи в низкий сезон. По расчетам CEO сервиса аналитики маркетплейсов Moneyplace Дмитрия Ермолаева, в среднем выручка продавцов на онлайн-площадках растет на 8% в неделю, у крупных продавцов показатели увеличиваются на 4%, у средних — на 13%. По оценкам аналитика, за счет скидок поддерживать рост продаж в размере 10% в течение недели может каждый продавец.
В Ozon рассказали, что предлагают участвовать продавцам в акциях и распродажах, увеличивающих просмотры и дающих рост продаж. Инструменты для поощрения продавцов есть и в «Яндекс.Маркете». Дмитрий Ермолаев предупредил, что любые быстрые методы увеличения продаж подразумевают рост издержек из-за снижения цен или затрат на рекламу, в обоих случаях продавец жертвует рентабельностью.
Управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт отметил, что в случае с изменением размера комиссии «остается высокий шанс признания действий маркетплейса злоупотреблением правом». Если Федеральная антимонопольная служба займет сторону продавцов и потребует от Wildberries устранить нарушение, то исход дела может оказать существенное влияние на деятельность маркетплейсов в России, считает юрист.