Polymetal задумался о продаже активов в России: что ждать акционерам
Компания Polymetal, крупнейший в России производитель серебра и второй по объемам производитель золота, объявила во вторник, 19 июля, что рассматривает возможность продажи своих российских активов. «Polymetal рассматривает возможность изменения структуры группы, которая обеспечила бы обособленное владение активами в зависимости от их юрисдикции», — говорится в сообщении компании. После этого золотодобытчик может сосредоточиться на операциях в Казахстане. Добыча на активах в этой стране в 2021 году составила 558 000 унций золота (33% от общей добычи), выручка от них — $984 млн. Для сравнения: совокупная выручка компании в 2021-м составила $2,89 млрд.
В компании рассчитывают, что возможная сделка поможет восстановить акционерную стоимости Polymetal за счет переоценки рынком активов в Казахстане до справедливой стоимости и снижения рисков текущей деятельности. При этом в сообщении компании подчеркивается: «Оценка и анализ возможной сделки еще не завершены, и на данный момент не может быть уверенности, будет ли она реализована».
Рынок должен вначале положительно отреагировать на новость: Polymetal, наиболее вероятно, возобновит выплаты дивидендов, что приведет к переоценке акций, считают аналитики инвестбанка «Синара». Вместе с тем они отмечают, что ключевым фактором для сделки становится оценка стоимости российских золотых активов: компания может продать их с некоторой скидкой. В настоящее время акции Polymetal торгуются с 48%-ным дисконтом к индексу Московской биржи, отмечают аналитики «Синары».
Аналитик «Велес капитала» Василий Данилов обращает внимание на то, что холдинг Polymetal зарегистрирован в юрисдикции Великобритании, в связи с чем возникают трудности в движении денежных потоков компании между двумя странами вследствие санкций. Другими словами, не исключен сценарий, при котором акционеры из России не смогут получать дивиденды. Продажа российских активов позитивна для лондонских акционеров Polymetal, отмечает Данилов, так как компания уйдет от санкционного риска, получит значительный объем денежных средств и сконцентрируется на более рентабельном казахстанском дивизионе. По его словам, сделка также может оказаться выгодной для российских держателей Polymetal в том случае, если будет сохранен листинг компании на Московской бирже и обеспечен доступ к денежным потокам компании.
Ключевым вопросом является сумма сделки, говорит Данилов: «Невольно хочется провести аналогию с продажей операционных активов компании Petropavlovsk, в результате чего акционеры компании рискуют остаться ни с чем. Однако, на наш взгляд, в случае Polymetal более вероятен кейс другой золотодобывающей компании — Kinross Gold». Решив уйти из России после начала «специальной военной операции»* на Украине, канадская Kinross Gold продала российские месторождения Купол, Двойное и Чульбаткан компании Highland Gold экс-менеджера ПИКа Владислава Свиблова. Изначально сумма сделки обсуждалась на уровне $680 млн, однако позже правительственная комиссия снизила цену в два раза, до $340 млн. Чульбаткан затем был перепродан крупнейшему российскому золотодобытчику «Полюс» за $140 млн. Купол и Двойное, таким образом, были оценены и проданы за $200 млн — в итоге сумма сделки составила 23% выручки и 45% операционной прибыли актива.
«Если перенести данные параметры на российский дивизион Polymetal, то его оценка может варьироваться в диапазоне $178-301 млн», — рассуждает Данилов. В то же время, по его словам, на российских активах Polymetal добывается в 2,3 раза больше золотого эквивалента в сравнении с Куполом и Двойным — 1,12 млн унций против 481 000 унций в 2021 году, в связи с чем сумма сделки может оказаться пропорционально выше, в диапазоне $400-$500 млн.
В то же время, полагает аналитик, камнем преткновения переговоров может стать долговая нагрузка. Изначально Polymetal планировал около 70% долга оставить на отделяемых российских активах. На этом фоне покупатель вполне может запросить более низкую цену, но и долговая нагрузка казахстанских активов в таком случае окажется низкой, говорит Данилов.
Немаловажно и то, какой станет компания без российского дивизиона, отмечает эксперт. «Согласно нашим расчетам, при текущих ценах на золото выручка «казахстанского» Polymetal составит около $775 млн с EBITDA $381 млн. Благодаря более низким AISC (совокупным удельным затратам) рентабельность окажется выше российских активов (49% против 32%). Значение чистый долг/EBITDA окажется чуть выше 1,0х. Также на российском сегменте останется значительная часть CAPEX, в результате чего чистые денежные потоки (FCFF) казахстанских активов должны составить около $250 млн. В случае распределения 100% FCFF акционерам дивидендная доходность к текущей стоимости бумаг Polymetal на Московской бирже составит 19%. Также акционеры смогут рассчитывать на специальные дивиденды по итогам продажи российских активов, размер которых вполне может превысить годовой FCFF», — считает Данилов.
Polymetal ранее сообщал, что может перерабатывать золото в Казахстане, поскольку его можно будет напрямую поставлять на лондонский рынок, так как слитки будут иметь статус good delivery, которого российские производители лишены, напоминает аналитик по товарным рынкам «Открытие инвестиции» Оксана Лукичева. В связи с этим Polymetal хочет дистанцироваться от российских активов, добавляет она. «Возможно, эта версия верна, и в этом случае можно ожидать рост производства золота в Казахстане», — добавляет эксперт.
Потенциальным покупателем предприятий Polymetal может быть кто-то из крупных российских маркет-мейкеров, например «Полюс», «Южуралзолото» или Highland Gold, возможно, и компании поменьше — «Селигдар» или Mangazeya Mining, считает независимый аналитик Леонид Хазанов. «Также не стал бы скидывать со счетов возможность их приобретения China Gold либо еще каким-то китайским или индийским игроком, который не боится санкций США против российского золота и аналогичных ограничений со стороны Европейского союза, — говорит эксперт. — Главное, чтобы у покупателя было достаточно средств и возможности для продажи золота на мировой рынок, без угрозы попадания под западные санкции».
Хазанов оценивает справедливую стоимость российских активов Polymetal в $500 млн, однако сомневается, что кто-то из потенциальных покупателей будет готов выложить эту сумму. Большая часть инвестиций Polymetal была вложена в российские предприятия, соответственно, значительная доля долговой нагрузки компании связана именно с российскими активами. «Тут возникает вопрос: а кто согласится заплатить $500 млн? Соответственно, скорее всего, активы могут быть проданы за меньшую сумму», — считает аналитик.
«Действия компании продиктованы геополитическими событиями и в этом контексте выглядят логично, — отмечает в своем канале в Telegram президент компании «Московские партнеры» Евгений Коган. — Логично, но вынужденно, чтобы восстановить в глазах иностранных инвесторов свое реноме и акционерную стоимость. Но есть нюанс. Кто у них будет покупать эти активы, да еще и по справедливой цене? Это предмет серьезного торга. Покупатель будет давить на то, что у компании российские корни. Рынок золота и рынок M&A находятся в тяжелом состоянии. Продать в таких условиях активы по справедливой цене кажется проблематичным».
Краткосрочно, считает Коган, акционерную стоимость может, и получится восстановить, но стратегически и фундаментально компания теряет большую часть добычи, и как ее восстанавливать — большой вопрос. «Хороших активов в мире мало, они все раскуплены, а значит, надо что-то покупать и где-то инвестировать. Но это вопрос долгосрочных периодов», — пишет Коган.
Акции Polymetal торгуются на Лондонской и Московской фондовых биржах, а также на бирже Международного финансового центра «Астана» в Казахстане. Акции компании на Московской бирже на 19:00 мск во вторник, 19 июля, выросли на 6,9%, на Лондонской фондовой бирже поднялись на 32,08%, на бирже в Астане прибавили 10,09%.
Крупнейшим акционером компании является группа ИСТ миллиардера Александра Несиса. Еще один крупный инвестор — BlackRock, владеющий 10% акций.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.