Экономисты спрогнозировали потери российской экономики при разных вариантах санкций
Санкции могут привести к падению экономики России на 6,4–11,5%, оценили эксперты РАНХиГС. В некоторых сценариях в 2023 году потери экономики могут быть больше, чем в 2022-м
Из-за санкций экономика России в этом году может упасть на 6,4–11,5% в зависимости от разных сценариев развития кризиса — от уровня дисконта стоимости нефти, ослабления курса рубля, торгового оборота. Такие выводы представлены специалистами Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, которые разработали модель прогнозирования спада экономики страны из-за внешнеэкономических шоков. Об этом пишет РБК.
В исследовании смоделировано шесть сценариев падения российской экономики в первый и второй годы действия санкций. В них учитываются санкции, которые введены против страны, их последствия для торгового оборота, отраженные в доступных данных национальных статистических служб, и различные сочетания переменных — импорта и экспорта, стоимости нефти, курса рубля.
В сценариях закладывается падение среднегодового курса рубля на 20% от уровня, на котором он был до санкций, или неизменность его динамики, сокращение торговли с «недружественными» странами на 50% или на 75%, падение цен на российскую нефть, частичная переориентация внешней торговли Москвы на Азию.
В одном из сценариев учитывалось, что некоторые европейские страны сейчас активно закупают энергоносители из России, в том числе покупая их впрок. В этом варианте аналитики ожидают ослабления рубля и сокращения торгового оборота с Европой на 30%. Падение экономики именно из-за санкций прогнозируется на уровне 7,2% и 7,6% в 2022-м и 2023-м соответственно. Особенность этого варианта развития событий в том, что спад экономики в следующем году может превысить спад этого года.
Дисконт цен на нефть из России будет оказывать более существенный эффект на темпы экономического роста в стране, чем обменный курс, который сейчас определяется не полностью рыночными механизмами — рост торгового профицита объясняется внешними ограничениями, предполагает старший научный сотрудник лаборатории математического моделирования экономических процессов ИПЭИ РАНХиГС Андрей Зубарев.
По его мнению, значительно смягчить экономический спад смогло бы наращивание торгового оборота с Китаем, но вряд ли заметный рост торговли произойдет моментально. Кроме того, некоторые партнеры, в частности Индия, могут потребовать продавать им нефть еще с большим дисконтом, что может нивелировать прирост ВВП от наращивания торговли с этой страной, указал эксперт.
Данные результаты исследования не являются прогнозом годовой динамики ВВП, а только отражают эффект от внешнеэкономических шоков, указывает РБК. Это значит, что бюджетная или денежно-кредитная политика способны нивелировать часть этого эффекта.
По итогам этого года Минэкономразвития ожидает падения ВВП на 7,8%, Центробанк — на 8–10%. Позже глава Минэкономразвития Максим Решетников заявил, что спад экономики в 2022 году может составить 5–6%. В 2023 году Минэкономразвития ожидает, что падение ВВП замедлится до 0,7%, а ЦБ прогнозирует динамику от 0 до -3%. Всемирный банк ожидает спада ВВП России на 8,9% в 2022 году и на 2% в 2023-м.