Выгода российских НПЗ от продаж топлива с конца февраля выросла в 2,5-4 раза
По сравнению с концом февраля маржа от продаж топлива в России выросла в 2,6 раза для сложных НПЗ с глубокой переработкой нефти и в 4 раза — для простых, подсчитали в «Петромаркете». Это произошло за счет роста господдержки из-за высоких цен на нефть и закупок сырья с большой скидкой от мировых цен. Ситуация позволяет восстановить переработку нефти, резко упавшую весной
Российским НПЗ стало выгоднее производить топливо — маржинальность его продаж в разы превысила показатели февраля. В конце июня маржа заводов с высоким переделом нефти (сложные НПЗ) выросла в 2,6 раза по сравнению с февралем, до 21 000 за тонну, а простых НПЗ — в четыре раза, до 5000 рублей за тонну. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на расчеты «Петромаркета».
По данным компании, причин такого роста маржи в переработке две: рост бюджетных субсидий и увеличение крек-спредов, разницы между ценой закупки нефти и корзиной получаемых из нее нефтепродуктов. НПЗ каждый месяц получают два вида субсидий: возвратный акциз на нефть, которые зависит от количества переработанного сырья, и демпфер (компенсацию за продажи на внутреннем рынке, которая зависит от количества проданного на нем топлива). Простые НПЗ обычно демпфер не получают — у них нет или мало товарного топлива.
В июне, по оценке «Петромаркета», возвратный акциз на нефть составлял в среднем 3500-5000 рублей за тонну для сложного НПЗ и 3000 рублей для простого НПЗ. Это на 40–50% меньше, чем в феврале. Демпфер на бензин и дизтопливо за это же время увеличился на 26% и 23%, до 34 900 рублей и 28 300 рублей за тонну соответственно. «Петромаркет» оценил совокупную долю госсубсидий в чистой марже нефтепереработки в 78% для НПЗ, выпускающих бензины, и в 46% для НПЗ, выпускающих преимущественно дизельное топливо.
Рост крек-спредов последовал прежде всего за снижением стоимости нефти для переработки в июне — более чем на 45% относительно февраля, до 25 000 — 25 400 рублей за тонну в среднем на конец месяца. Цена упала из-за укрепления рубля и существенного дисконта, с которым российская Urals продается к североморской Brent — около $30 за баррель в июне.
Оптовая цена нефтепродуктов на внутреннем рынке с февраля снизилась, но не так, как цена нефти: бензины подешевели в пределах 25%, а дизтопливо — на 3–4%. Экспорт российских нефтепродуктов сейчас тоже дисконтируется, но эти скидки меньше, чем на нефть. Нефтяники в июне увеличили поставки на НПЗ относительно мая на 8%, до 740 000 тонн в сутки. Это на 3% ниже, чем в феврале, но лучше, чем в апреле с падением поставок на 12% относительно февраля.
Летом загрузка НПЗ традиционно растет из-за высокого сезонного спроса на топливо. По мнению источника газеты в отрасли, предпосылок для снижения нефтепереработки сейчас нет, но все будет зависеть от ситуации с добычей и экспортом. В том числе — от того, как страны Евросоюза с декабря будут соблюдать одобренное в конце мая эмбарго на российскую нефть.
Эксперт Максим Малков из Kept отмечает, что маржа российских НПЗ в последние месяцы действительно держится на высоком уровне. По его словам, механизм демпфера позволяет получать дополнительные выплаты из бюджета в связи с высокими мировыми ценами на нефть. Однако по итогам года он ожидает снижения уровня переработки на российских НПЗ: «Может быть, на 10%, может быть, больше». По мнению эксперта, первичная переработка в любом случае не упадет ниже 200 млн тонн. В 2021 году она составила 280,7 млн тонн, по данным ЦДУ ТЭК.