Власти вернулись к идее запретить договоры с привязкой к валюте
Минюст подготовил законопроект о запрете до конца 2023 года договоров с привязкой к иностранной валюте или мировым индексам. Ранее со схожей инициативой выступала антимонопольная служба. В новой версии исключения сделаны для сделок с нефтью, газом, золотом и алмазами
Минюст подготовил законопроект о запрете до конца 2023 года договоров с привязкой к иностранной валюте и мировым торговым индексам, 4 июля документ был вынесен на правительственную комиссию по законопроектной деятельности. Об этом пишет РБК со ссылкой на копию проекта и источник, участвующий в обсуждении.
Рассмотрение документа правкомиссией было отложено на две недели для дальнейшего обсуждения, сообщил источник издания и подтвердил представитель правительства. Законопроект согласован Минфином, Минэкономразвития и Минпромторгом.
Согласно инициативе, в период до 31 декабря 2023 года при заключении контракта цена товара или услуги не может определяться с привязкой к иностранной валюте или показателям мировых товарных индексов. Такое условие договора будет считаться ничтожным, а его исполнение станет оплачиваться по рублевой цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (пункт 3 статьи 424 Гражданского кодекса).
Исключения предлагается сделать для:
- внешнеторговых сделок и сделок, исполнение которых зависит от внешнеторговых сделок;
- сделок с нефтью, газом, продуктами нефтегазохимии и нефтепереработки;
- сделок с драгоценными камнями;
- сделок с драгоценными металлами;
- договоров об оказании финансовых услуг (то есть сделок с ценными бумагами, кредитных договоров и договоров займа);
- договоров, являющиеся производными финансовыми инструментами.
Законопроект также наделяет правительство правом определить дополнительный перечень сделок, не подпадающих под запрет.
В конце марта 2022 года с аналогичной инициативой выступила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Однако впоследствии документ ушел из первоочередной повестки властей, отмечал в разговоре с РБК глава службы Максим Шаскольский.
«Новый законопроект более сбалансирован, предусматривает более мягкое регулирование с учетом многолетней практики торговых взаимоотношений. Особо ценно исключение из запрета валютных оговорок в отношении внутрироссийских сделок (таких сделок большое количество), цена которых формируется в рамках внешнеторговой деятельности», — заявил изданию советник юридической фирмы Orchards Азат Ахметов. По мнению эксперта, невозможность привязать внутренний контракт к валюте создавало бы риски: «Импортер может получить меньше рублей, чем ему требуется для покупки необходимого товара за рубежом».
Изъян нового законопроекта — неочевидные последствия для участников гражданского оборота, которые пока не успели внести изменения в договорную базу или продолжают заключать договоры с валютными оговорками, указал ведущий юрист практики «Международное право и налоги» компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Илья Горшков.