Производитель «Суперджетов» оценил их импортозамещение в 50 млрд рублей
На разработку импортозамещающих компонентов самолетов Sukhoi Superjet 100 потребуется потратить без учета стоимости российских двигателей 50 млрд рублей. В самолете придется заменить 64 импортных узла и комплектующих, подсчитали в ОАК
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в «Ростех») определились с тем, как будет локализовать производство самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ100). Для его импортозамещенной версии понадобится заменить на российские 64 узла и комплектующих иностранного производства, их разработка обойдется в 50 млрд рублей без учета российских двигателей. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на список компонентов и их разработчиков, подготовленный ОАК и представителя производителя самолетов — корпорации «Иркут».
По словам собеседника газеты в отрасли, перечень участников проекта из-за сжатых сроков «может обновляться и дополняться». «Главное в проекте – добиться оптимального соотношения стоимости и сроков», — сказал он. В списке ОАК перечислены 24 компании и 64 позиции комплектующих. Среди них — бортовое радиоэлектронное оборудование, элементы вспомогательной силовой установки и системы регулирования давления, светотехника, шасси, аварийно-спасательное оборудование, системы кондиционирования воздуха, оборудование для гидравлической и противообледенительной систем, устройства для пассажирского салона и кабины экипажа.
В списке компаний представлены как структуры «Ростеха», в том числе «Аэроприбор восход» и Московский институт электромеханики и автоматики, так и частные компании, выпускающие авиакомпоненты. По словам представителя корпорации «Иркут» (входит в ОАК), в поставках комплектующих для модификации SSJ-New (название импортозамещенной версии) участвует более 30 российских компаний из разных отраслей. Собеседник уточнил, что по проекту замене подлежит 40 импортных систем и компонентов. По большей части позиций уже заключены контракты, добавил он.
По данным на апрель 2022 года, 148 самолетов SSJ100 эксплуатировались российскими авиакомпаниями. SSJ-New планируется сертифицировать в 2023 году. В 2024 году в Комсомольске-на-Амуре начнется серийное производство около 20 самолетов в год. Представитель «Иркута» добавил, что на опытно-конструкторскую работу по импортозамещению SSJ100 по действующим контрактам с Минпромторгом придется около 50 млрд рублей без учета российских двигателей. Сейчас эта работа находится на этапе сборки первых опытных образцов, отметил он.
Сейчас SSJ100 примерно на 70% состоит из импортных комплектующих. Салон SSJ100 разработало итальянское дизайн-бюро Pininfarina. Французский концерн Safran поставлял около 28% комплектующих — 25% приходилось на двигатель, 3% – на шасси, авионику и другие компоненты. Двигатели Sam146 поставляло совместной предприятие Safran и Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в «Ростех») PowerJet. Они производились на площадке «ОДК-Сатурн» в Рыбинске. Вместо SaM146 планировалось на модифицированную версию устанавливать российский двигатель ПД-8, разработанный ОДК. Ранее источники в «Ростехе» оценивали комплекс работ по импортозамещению SSJ100 в 120–130 млрд рублей с учетом новых двигателей ПД-8.
По словам директора отраслевого агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, большое количество комплектующих, которые уже выпускает российская промышленность, придется адаптировать под SSJ-New. Помешать самолету взлететь может проблема «юридической легализации» этих комплектующих и соответствия их нормам гражданской авиации, предупредил собеседник. Эксперт НИУ ВШЭ Федор Борисов отметил, что для серийного запуска самолета потребуется «организовать производство или альтернативные каналы для всех компонентов».