Российские угольщики предложили расширить возможности экспорта угля по Амуру
Российские угледобывающие компании предложили развивать транспортировку угля по реке Амур. По их оценке, это позволило бы снять часть грузопотока с узких мест БАМа. Они также просят создать для перевозки угля дополнительные мощности балкерного флота — строить его предлагается на условиях государственно-частного партнерства
Российские угольщики предложили правительству организовать закупки или строительство балкерного флота для экспорта ископаемого топлива. Параллельно расширению Восточного полигона железных дорог (БАМ и Транссиб) компании попросили организовать перевозки угля на экспорт водным путем, по Амуру, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на доклад Минэнерго о реализации программы развития угольной промышленности до 2035 года.
Основные предложения по господдержке отрасли связаны с расширением БАМа и пропускной способности железнодорожных магистралей в Хабаровском крае, для роста отгрузки в порту Ванино и сухопутных пограничных переходов в Китай. Новые просьбы угольщиков к правительству — строительство балкерного флота на условиях государственно-частного партнерства и развитие транспортировки угля по реке Амур.
По словам Сергея Гришунина из НРА, строительство собственного балкерного флота позволит хотя бы частично снять проблему роста ставок фрахта из-за санкционных рисков захода в российские порты. Аналитик напомнил, что транспортировка угля по Амуру ведется и сейчас, но в небольших объемах, баржами в адрес китайских потребителей. Этот маршрут, по словам Гришунина, может развиваться при расширении мощностей терминала в порту Николаевска-на-Амуре — там уголь можно было бы перегружать с барж на крупные балкерные суда, что разгрузило бы железные дороги.
Угольные компании просят правительство дать им доступ к госпрограмме субсидирования процентных ставок по кредитам. В ней добывающие отрасли пока не могут участвовать. Кроме того, они отмечают необходимость усилий МИДа России, чтобы Турция не присоединилась к введенному Евросоюзом эмбарго на импорт российского угля. В докладе Минэнерго говорится, что из-за санкций нарушилась логистика, прервано обслуживание оборудования, появились сложности фрахтования судов, заморожены зарубежные счета части трейдеров. Необходимость досрочного погашения внешних заимствований увеличит риски снижения доступных оборотных средств и ставит под угрозу работу компаний, отмечается в докладе.
Еще одним негативным фактором там назвали изменение правил перевозки на Восточном полигоне — оно лишило уголь какого-либо приоритета относительно других грузов при вывозе на восток. Глава совета директоров «Колмар Груп» Анна Цивилева сообщила, что компания обсуждает с госструктурами недопущение существенного роста тарифов на услуги РЖД для системообразующих предприятий и беспрепятственное оформление экспортных морских грузов. По ее словам, у России отсутствует свой балкерный флот: «Необходимо приобретение таких судов российскими судовладельцами или налаживание собственного производства балкеров».
Минэнерго ожидает по негативному сценарию в отрасли падения добычи угля в 2022 году на 17%, а его экспорта — на 30%. Россия сейчас разворачивает поставки угля через морские порты в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Индию. Но для российского угля применяется существенный дисконт, а оплату российские трейдеры принимают в том числе в индийских рупиях и дирхармах Объединенных Арабских Эмиратов, писал Reuters со ссылкой на данные правительства Индии.
В ответ на «спецоперацию»* Евросоюз в апреле в пятом пакете санкций наложил эмбарго на поставки российского угля – эта мера была первой в отношении российской энергии. Уже в начале июня Евросоюз, после долгих переговоров, в шестом пакете санкций смог согласовать запрет на импорт и транзит сырой нефти и некоторых нефтепродуктов из России. Запрет на импорт угля заработает с августа. Миру грозит угольный кризис, предупредил в конце апреля Bloomberg.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.