Путин и золото: как британский миллионер судился из-за «русского следа» в Brexit
В понедельник, 13 июня, закончился длившийся с 2019 года суд между британским бизнесменом Арроном Бэнксом, которого называют человеком, «купившим Brexit», и журналисткой Кэрол Кадвалладр, посвятившей ему не один репортаж. Бизнесмен, потративший на кампанию по выходу Великобритании из ЕС до 9 млн фунтов стерлингов (около $10,9 млн), обвинял Кадвалладр в клевете: она не раз писала и говорила о его тайных связях с российскими чиновниками.
Суд встал на сторону Кадвалладр, но еще раньше британские власти подтвердили, что Бэнкс потратил на Brexit свои деньги. Forbes ознакомился с полным судебным решением и пересказывает полудетективную историю: как Бэнкс сколотил состояние, увлекся политикой и откуда у британских СМИ появились подозрения о российском вмешательстве в Brexit.
Кто такой Аррон Бэнкс
Британские и американские СМИ называют 56-летнего Бэнкса мультимиллионером, заработавшим состояние на страховании. Бэнкса описывают как плохого парня — харизматичного, при этом драчливого и мстительного. Несмотря на большое количество интервью и расследований, сведения о его деловой карьере и активах противоречивы. К примеру, в одной из статей говорится, что он какое-то время в молодости работал в Berkshire Hathaway Уоррена Баффета, но в другой сам американский миллиардер это опровергает. В 2017 году Sunday Times оценивала состояние Бэнкса в 250 млн фунтов стерлингов ($302,3 млн), а Bloomberg два года спустя — всего в 25 млн фунтов стерлингов. Зато сам Бэнкс не без удовольствия рассказывал в одном из интервью, как после увольнения из страховой компании Brightside Group, которую развивал с начала 2000-х, был в ярости и так сильно ударил коммерческого директора, что тот «упал как мешок с цементом», после чего бывшие коллеги в молчании съели обед, ради которого и встречались.
Известно, что Бэнкс родился в Великобритании в городе Натсфорд, графство Чешир, но в детстве много времени провел Африке — ЮАР, Кении, Сомали, Гане, где его отец управлял сахарными плантациями, за что получил Орден Британской империи. В Бэнксе рано проснулась коммерческая жилка, но не всегда его предпринимательские успехи одобрялись, например будущего мультимиллионера выгнали из школы-интерната Crookham Court, где он приторговывал свинцом, украденным с крыш. Правонарушения в юном возрасте помешали Бэнксу получить высшее образование, зато он накопил первоначальный капитал на торговле картинами, пылесосами, а впоследствии и домами.
Масштаб бизнеса рос. В конце 1990-х Бэнкс создал компанию Motorcycle Direct, которая продавала страховки байкерам. Потом — компанию Commercial Vehicle Direct, обслуживающую так называемых white van man — это стереотипное понятие в Великобритании используется по отношению к водителям небольших белых фургончиков, например сантехникам или ремонтникам, отличающимся агрессивным поведением на дороге. Commercial Vehicle Direct со временем превратилась в Brightside Group, откуда Бэнкса и уволили в 2012 году. После этого Бэнкс основал компанию GoSkippy, которая начала переманивать сотрудников у Brightside Group. А когда в 2013 году финансовый регулятор Гибралтара, где была зарегистрирована Southern Rock, одна из компаний его холдинга, велел увеличить резервы по выплатам, Бэнкс выкупил целую полосу в Telegraph, где обрушился с критикой на регулятор. Впрочем, как пишет The New Yorker, Бэнксу и его партнерам в итоге пришлось докапитализировать Southern Rock, вложив в нее десятки миллионов фунтов стерлингов, а также провернув нехитрую, но сомнительную операцию — компания распродала часть активов другим компаниям группы Бэнкса.
Еще пара штрихов к портрету Бэнкса — он обожает сквош, гольф, стрельбу и скачки, с теплом рассуждает о временах былого величия Британской империи, ненавидит гомосексуальность и критиковал бывших одноклассников по Crookham Court за то, что те в соцсетях делились историями жестокого обращения со стороны учителей. В 2001 году Бэнкс женился во второй раз — на Екатерине Падериной, уроженке Екатеринбурга, которая до этого несколько месяцев была замужем за моряком торгового флота вдвое старше ее. Моряк встретил избранницу сердца на набережной Портсмута, где та якобы загорала топлес. Бэнкс познакомился с Падериной на концерте Бритни Спирс.
В 2014 году, как пишет The Newstateman, состояние Бэнкса превышало 100 млн фунтов стерлингов, помимо финансовых компаний, он обзавелся алмазными рудниками в Африке, часть из которых выкупил у Dee Beers. В том же году он впервые привлек внимание британской общественности, активно занявшись политикой.
Как Бэнкс «купил Brexit» и оказался в центре уголовного дела
Бэнкс рано заинтересовался политикой. Еще в 1987 году, когда ему был 21 год, вдохновленный бывшим премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер, он пытался стать членом Совета города Бейзингстока от консерваторов. Но потерпел неудачу, даже несмотря на то что во время выборов купил золотистого ретривера, в компании которого наведывался поболтать к местным домохозяйкам.
Долгие годы Бэнкс был малозаметным жертвователем Консервативной партии, но в 2014 году неожиданно переметнулся от тори к сторонникам независимости Великобритании. Осенью Партия независимости Соединенного Королевства (United Kingdom Independence Party, UKIP) собрала журналистов, чтобы заявить, что бизнесмен Аррон Бэнкс готов пожертвовать партии 100 000 фунтов стерлингов. Возглавлявший тогда Палату Общин тори Уильям Хейг заявил в интервью, что не слышал о таком бизнесмене, как Бэнкс. Мультимиллионер пришел в ярость: «Хейг назвал меня никем. Теперь он знает, кто я». И увеличил пожертвование до миллиона фунтов.
Свое разочарование в консерваторах Бэнкс объяснял отвращением к правительству тори во главе с Джеймсом Кэмероном: «Я ненавижу Кэмерона — внутренне <…> При его правительстве государственный долг удвоился, процентные ставки упали до нуля, список богатых людей Sunday Times увеличился вдвое или вчетверо, а заработная плата среднего человека не изменилась. Его экономическая политика была неприемлемой». Есть и другие мнения. Собеседники The New Statesman называли Бэнкса «скучающим мультимиллионером», которому набравшая популярность UKIP дала возможность «пошалить и повеселиться».
В одном из интервью Бэнкс говорил, что за все время пожертвовал тори не более 200 000 фунтов стерлингов. На допросе в Высоком суде Лондона он не смог вспомнить, сколько вложил в кампанию по выходу из ЕС. Но суд уверен, что его вклад составляет минимум 8-9 млн фунтов стерлингов. Английские СМИ называли это пожертвование крупнейшим в истории страны. Большая часть этих денег прошла по линии движения Leave.EU, сопредседателем которого стал Бэнкс.
В своей борьбе за выход Соединенного Королевства из ЕС Leave.EU не брезговало провокационными выходками. В качестве основного направления агитации движение выбрало борьбу с иммиграцией. И многому научилось у команды предвыборного штаба Дональда Трампа, например, как пишет The New Statesman, однажды сделало репост видео, в котором будущий президент США сравнил иммигрантов-мусульман со змеей, кусающей человека, пригревшего ее на груди.
23 июня 2016 года сторонники Brexit одержали верх — за отделение от ЕС на референдуме проголосовали 51,9% британцев. Спустя пару лет Бэнкс без лишней скромности называл Brexit личной победой. А в октябре 2016 года Дональд Трамп одержал верх в президентской гонке в США.
Дружба с американским миллиардером, с которым Бэнкс запечатлен на многих совместных фото, дорого обошлась спонсору Leave.EU. Уже в мае 2017 года Министерство юстиции США запустило расследование под руководством прокурора Роберта Мюллера возможного вмешательства России в президентские выборы. В ноябре 2018 года The New York Times сообщила, что Мюллер получил записи переговоров Бэнкса с российскими дипломатами. К тому времени над Бэнксом сгустились тучи — СМИ писали о его связях с россиянами, бизнесмена допрашивали в британском парламенте. Впрочем, он и сам не отрицал, что накануне референдума не раз встречался с сотрудниками российского посольства. Бизнесмен даже рассказывал об этом в мемуарах «Плохие парни Brexit», которые для него написала журналистка Изабель Окшотт.
В ноябре 2018 года Национальное уголовное агентство Британии открыло уголовное дело в связи с референдумом о Brexit. И в его центре оказался Бэнкс. В основу дела легла проверка Избирательной комиссии, в ходе которой появилось предположение о том, что компания Rock Services Limited, через которую Бэнкс потратил на Leave.EU 8 млн фунтов стерлингов, в реальности могла получить деньги из других источников. А материнская компания Rock Services Limited — Rock Services Holding — была зарегистрирована на острове Мэн и по британскому законодательству не могла участвовать в финансировании политических движений.
Как Кадвалладр нашла «русский след» в Brexit
Судя по документам суда между Бэнксом и Кадвалладр, именно британская журналистка спровоцировала проверку Избирательной комиссии. В материалах суда говорится, что Кадвалладр специализировалась на теме технологий и последние 16 лет писала в основном для The Guardian и The Observer. В 2019 году она стала одной из финалисток Пулитцеровской премии за освещение скандала, связанного с компанией Cambridge Analytica. Эта компания собирала данные интернет-пользователей для показа им персонализированной рекламы. Скандал разгорелся в 2018 году, когда стало известно, что из Cambridge Analytica утекли данные более 50 млн пользователей Facebook (принадлежит Meta, признанной в России экстремистской и запрещенной). Тогда же Cambridge Analytica обвинили в том, что за счет персонализированной политической рекламы она оказала влияние на множество выборов, в том числе президентскую кампанию в США и референдум о Brexit.
Впервые Кадвалладр написала о Cambridge Analytica как о компании, которая может собирать данные пользователей и показывать им персонализированную политическую рекламу, в декабре 2016 года в статье для The Observer. Вскоре она узнала, что Cambridge Analytica оказывала некие услуги Leave.EU. Кадвалладр связалась с другом и коллегой Бэнкса по движению Энди Вигмором. Тот подтвердил, что Cambridge Analytica консультировало движение, но это была безвозмездная помощь, поскольку «президентская кампания Трампа и Brexit были одной семьей».
Подозрения Кадвалладр в том, что, не раскрыв информацию о помощи Cambridge Analytica, Leave.EU нарушила британское законодательство, и ряд запросов чиновникам привели к началу проверки Избирательной комиссии. Несмотря на проверку, Бэнкс согласился дать Кадвалладр интервью, в котором предстал открытым и дружелюбным человеком, и после его выхода в апреле 2017 года сохранил с ней дружеские отношения. «<…> это лучшая статья, которую я когда-либо видел, Кэрол огромное спасибо. Была невероятная реакция на нее [и отзывы] — все положительные», — восхищался Энди Вигмор. Вскоре отношения перестали быть безоблачными.
В материалах суда подробно рассказывается, как Кадвалладр расследовала деятельность Leave.EU и Бэнкса. К примеру, владелец одной из частных исследовательских компаний проанализировал финансовые документы компаний Бэнкса и не нашел очевидных источников для крупных политических пожертвований. Источник в UKIP рассказал журналистке, что партия была «мишенью для лиц, связанных с российским государством», а исследователи и специалисты по России сетовали, что Кремль заинтересован в ослаблении ЕС. Обратила Кадвалладр внимание и на высказывания Бэнкса в Twitter, где он хвалил российского президента Владимира Путина и поддерживал присоединение Крыма: «Он [Путин] унаследовал ужасный беспорядок в России и проделал долгий путь, чтобы разобраться с этим. Его рейтинг доверия очень высок — России нужна твердая рука». Кроме того, с Кадвалладр связался бывший деловой партнер Бэнкса Крис Кимбер, рассказавший, что тот пытался привлечь деньги для алмазного бизнеса от российских компаний.
В материалах суда приводятся слова Кадвалладр о Бэнксе: «Похоже, что российское правительство преднамеренно и систематически преследовало и готовило его <...> Я знаю, как оперативники российской разведки нацеливаются на крайне правых политиков по всей Европе и предлагают финансирование и помощь <...> Это часто принимает форму непрямого финансирования, при котором бизнесмену предлагается «сделка по выгодной цене», т. е. льготная сделка, недоступная для других, и часть этой прибыли будет направлена политической партии». Уверенность в «русском следе» окрепла, когда в июне 2018 года Кадвалладр получила копии писем из электронной почты Бэнкса. Из них следовало, что британский бизнесмен мог регулярно встречаться с российскими чиновниками.
Как Бэнкс общался с российскими чиновниками и бизнесменами
6 ноября 2015 года Бэнкс и его друг и однопартиец по UKIP Энди Вигмор, вооружившись бутылкой рома из Белиза, переступили порог резиденции посла России в Великобритании Александра Яковенко на Кенсингтон-Палас-Гарденс — роскошной улице, которую также называют бульваром миллиардеров. За обедом беседовали о политике, в том числе о грядущем референдуме о выходе Великобритании из ЕС. В какой-то момент Яковенко предложил гостям редкое угощение — одну из трех бутылок водки, приготовленных лично для Иосифа Сталина.
Так эта встреча описывается в книге Бэнкса «Плохие парни Brexit». Бэнкс долгое время настаивал, что виделся с российскими чиновниками лишь однажды — за «пьяным обедом». Потом в разных интервью количество встреч варьировалось от двух до четырех. Копии электронных писем, попавшие к Кадвалладр, показывали, что встреч могло быть куда больше.
Как говорится в документах судебного разбирательства между Бэнксом и Кадвалладр, вскоре после встречи в российском посольстве Александр Яковенко пригласил британского мультимиллионера на встречу с бизнесменом Симаном Поваренкиным. Поваренкин — непубличный бизнесмен, о его бизнесе известно не так много. Еще в 2007 году он создал горно-металлургическую компанию «Геопромайнинг», а в 2015 году его фонд Acmero Capital купил долю в сети «Шоколадница», которая по итогам сделки вошла в один холдинг с сетями «Кофе Хауз», «Ваби Саби» и «Азия Кафе», а также развивающимися по франшизе точками KFC, Pizza Hut и Panda Express. В «Шоколаднице», куда Forbes обратился с запросом и просьбой помочь связаться с Поваренкиным, ответили, что не располагают данными о взаимоотношениях инвесторов. «Наш пиар-отдел отвечает только за саму группу компаний в лице наемных менеджеров (не инвесторов) и не является представителем инвесторов», — говорится в поступившем комментарии.
На встрече с Поваренкиным Бэнкс показал презентацию «Консолидация российского золотого сектора». В этом пятистраничном документе предлагалось скупить несколько российских золотодобытчиков и объединить их в компанию, которая по масштабу соответствовала бы «Полюс Золото» (до февраля 2022 года основным владельцем была семья Сулеймана Керимова). В качестве основы для объединения рассматривалась «Геопромайнинг», по задумке финансирование должен был предоставить Сбербанк, владевшей долей в компании Поваренкина.
Сделка в итоге не состоялась. В феврале 2018 года Поваренкин говорил изданию The Bell, что не вел никаких переговоров с Бэнксом, а всего лишь делал для британца краткий обзор российского золотого рынка на одной из встреч. Тогда же появилась информация, что Великобритания может аннулировать визу жены Поваренкина, по которой он въезжал в страну.
В материалах суда цитируются многие из электронных писем, свидетельствующие, что Бэнкс и Вигор активно общались с сотрудниками российского посольства в 2016 году, бизнесмена даже приглашали на презентацию Калужской области летом 2016 года. В июле 2018 года Кадвалладр отправила Бэнксу сообщение: «У нас есть записи об 11 ваших встречах с российским послом и еще о пяти приглашениях. Это значительно больше, чем сообщалось ранее. Есть ли у вас какие-либо комментарии?». Бэнкс не ответил, а на выход статьи о его встречах с российскими чиновниками отреагировал постом в Twitter: «История — полная чепуха. Я дважды встречался с послом за обедом (все хорошо провели время) и чашкой чая. 11 раз — это просто страна фантазий <...> Кэрол не может перестать лгать».
Как Бэнкс судился с Кадвалладр
Пятнадцатого апреля 2019 года Кадвалладр выступала на конференции TED2019 в Ванкувере. Ее пятнадцатиминутная речь называлась «Роль Facebook в Brexit — и угроза демократии». В ней она обвинила движение Leave.EU в нарушении законов: «Аррон Бэнкс финансировал эту кампанию. И им занимается наше Национальное агентство по борьбе с преступностью, наш эквивалент ФБР, потому что наша избирательная комиссия пришла к выводу, что они не знают, откуда взялись его деньги <...> И я даже не собираюсь вдаваться в ложь, которую рассказал Аррон Бэнкс о своих тайных отношениях с российским правительством».
Двадцать четвертого июня журналистка выложила в своем Twitter ссылку на выступление и подписала: «О, Аррон. Это слишком трагично <...> Аррон Бэнкс сегодня утром прислал мне предварительное письмо: он подает на меня в суд за это выступление на TED. Если вы не смотрели его, сделайте это. Я говорю, что он солгал о своих контактах с российским правительством. Потому что он это сделал».
В конце июля Кадвалладр получила исковое заявление, в котором Бэнкс утверждал, что ее выступление на TED2019 и последовавшая публикация в Twitter порочат его репутацию. Он жаловался еще на несколько высказываний журналистки, но потом от этих претензий отказался.
На предварительных слушаниях в декабре 2019 года Бэнкс одержал верх. Судья Карен Стейн установила, что высказывания Кадвалладр действительно можно считать порочащими честь. Следующее заседание должно было рассмотреть вопрос денежного штрафа в отношении Кадвалладр. На сторону журналистки встали коллеги из журналистских объединений, в том числе «Репортеры без границ» и «Индекс цензуры», призвавшие Бэнкса отозвать иск.
Но в процессе судебного разбирательства произошло важное изменение. В октябре 2019 года Национальное агентство по борьбе с преступностью и Избирательная комиссия Великобритании заявили, что не нашли в действиях Бэнкса нарушений: организацию Leave.EU он финансировал из своих средств. 25 марта 2021 года Кадвалладр даже написала Бэнксу письмо с извинениями.
На итоговом судебном заседании Высокий суд Лондона все же встал на сторону журналистки. По мнению судьи, высказывания в Twitter не могли нанести серьезного вреда репутации Бэнкса, а выступление Кадвалладр на TED2019 имело широкую общественную важность. «Судья пожалел Кэрол, вот как я бы это подытожил. Клевета, но без серьезного вреда. Я полагаю, что ложное обвинение кого-то в том, что он берет российские деньги для Brexit, не сработает. Скорее всего, я подам апелляцию», — написал Бэнкс после суда в Twitter.