Икра и соки, корма и электроника: Минпромторг предложил маркировку новых товаров
Минпромторг предложил уже в 2022 году начать экспериментальную добровольную маркировку новых категорий товаров. В эксперименты по маркировке планируется включить консервы, рыбную продукцию, электронику и корма для животных. Власти ранее заморозили до 2023 года обязательные требования по маркировке товаров, которые не начали действовать до 1 марта 2021 года
Минпромторг предложил начать маркировку новых категорий товаров, в том числе консервов и рыбной продукции, газировки и соков, электроники и кормов для животных, в порядке добровольного эксперимента в 2022 году. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на письмо в аппарат правительства за подписью заместителя главы Минпромторга Василия Шпака.
Национальная система маркировки «Честный знак» внедряется в России с 2018 года — для борьбы с нелегальным оборотом товаров. Система уже стала обязательной для лекарств, сигарет, минеральной воды, молочной продукции, некоторых детских товаров и ряда других категорий. Правительство ранее заморозило до 2023 года обязательные требования по маркировке тех товарных групп, по которым она не была запущена до 1 марта прошлого года. Сроки проведения экспериментов в других категориях — газировок, соков, консервов, крепкого алкоголя и прочих — пересматриваются. Президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина напомнила, что по детским товарам срок тестирования маркировки перенесли на 2023 год.
Представитель Минпромторга рассказал, что в условиях легализации параллельного импорта, смягчения требований в сфере технического регулирования и оценки соответствия, моратория на проведение проверок в рамках государственного контроля маркировка стала единственным цифровым инструментом контроля за рынком. Он напомнил, что система маркировки дает информацию о товарных рынках и потребительских ценах с недоступными другим инструментам контроля скоростью и детализацией. Эксперименты по маркировке товаров носят добровольный характер «и не влекут финансовых затрат для участников экспериментов», написал Шпак в письме в аппарат правительства.
Плата за код маркировки не взимается, а оборудование на время эксперимента предоставляется оператором на безвозмездной основе. Заместитель гендиректора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы маркировки «Честный знак») Реваз Юсупов заверил, что организация готова к проведению экспериментов. «Создана вся необходимая инфраструктура, началась работа с компаниями в этих отраслях», — сказал он.
Шпак отметил, что за маркировку рыбной продукции выступало Росрыболовство. Эксперимент по маркировке в первую очередь коснется красной и черной икры, рассказал член комитета Госдумы по аграрным вопросам Сергей Лисовский. Маркировка, по его мнению, вместе с законопроектом, ограничивающим вывоз самолетом больше 10 кг камчатской красной икры в непромышленной упаковке, снизит нелегальный оборот продукции, обезопасит граждан и ограничит браконьерское лобби.
Оборот теневого рынка красной икры превышает 4 млрд рублей, сослался на статистику правительства Камчатского края президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев. Игроки рынка оценивают объемы незаконного оборота икры тысячами тонн, сказал председатель Рыбного союза Александр Панин. Он назвал введение маркировки не совсем своевременной мерой, «учитывая колоссальное экономическое давление на предприятия и то, что введение маркировки — это огромные издержки, которые сильно ударят по отрасли». По словам Панина, цены на продукцию вырастут минимум на 10–20%.
По словам президента «Союзнапитков» Максима Новикова, компаниям придется заложить в бюджет расходы на оборудование, программное обеспечение, считывающие устройства, принтеры и нанимать за свой счет дополнительных сотрудников. Это отразится, в частности, на соках для детского питания, предупредил Новиков. Президент Союза производителей алкогольной продукции и вице-президент холдинга «Русский стандарт» Игорь Косарев отметил, что союз считает любые дополнительные виды маркировки ничем не оправданными и абсолютно неприемлемыми.
По словам представителя РАТЭК Антона Гуськова, в конце мая ассоциация направила в Минпромторг и Минэкономразвития письмо с предложением отказаться от маркировки. Она «ляжет тяжелым бременем на хозяйствующие субъекты и негативно скажется на их устойчивости», говорилось в письме. Российские производители светотехники, наоборот, добивались введения маркировки с 2019 года, сказала гендиректор Ассоциации производителей светодиодов и систем на их основе Ольга Грекова. По ее словам, объем контрафактной светотехнической продукции достигает 70%, а маркировку производители считают мерой поддержки отрасли.