«Путь в никуда»: Чемезов призвал не допустить тотального импортозамещения в России
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов в статье для РБК назвал бессмысленными и экономически нецелесообразными попытки «замещать все». Он призвал избежать технологической изоляции России, продолжая сотрудничать с партнерами по всему миру, которые не выступают проводниками санкций против страны. Чемезов перечислил отрасли, где необходимо добиваться технологического суверенитета
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов в статье для РБК назвал попытки технологической изоляции России, с одной стороны, и тотального импортозамещения, с другой, «путем в никуда». По словам Чемезова, «замещать все — бессмысленно, экономически нецелесообразно и попросту невозможно». Глава госкорпорации отметил, что усилия государства и промышленности нужно сосредочить на перспективных направлениях, которые могут дать «огромный мультипликативный эффект».
Россия должна остаться частью глобального мира, где развитие невозможно без международных партнерств, заявил Чемезов в статье. «Предательство Запада не повод закрывать окна и двери», — написал глава «Ростеха». Он напомнил, что у страны есть партнеры, «которые сегодня ведут себя последовательно и принципиально».
Он признал, что введенные странами Запада санкции беспрецендентны, а страна утратила «доступ к отдельным товарам, технологиям, комплектующим». «Но это не является сигналом для тотального импортозамещения», — отметил Чемезов. По его словам, так не делает ни одна развитая страна, а в сложившихся условиях необходимо «сохранять трезвость ума».
План действий на ближайшую перспективы, по словам главы госкорпорации, должен основываться на ответах на ряд ключевых вопросов:
- какие конкретно товары и технологии сегодня определяют зависимость от импорта;
- существуют ли пути параллельного импорта или альтернативные поставщики;
- сколько времени потребуется, чтобы сделать самим.
В пример Чемезов привел «Камаз». По его словам, после ухода европейского партнера заводу потребовалось заместить около 250 комплектующих. 220 позиций были локализованы за месяц, на оставшиеся 30 нашли новых поставщиков. Автозавод продолжает работать и к концу года планирует возобновить выпуск грузовиков нового поколения К5 без участия бывших западных партнеров, сообщил глава «Ростеха». Он назвал это хорошим результатом.
Чемезов отметил, что необходимость технологического суверенитета очевидна для отраслей в сфере критически важных технологий, влияющих на национальную безопасность. Среди них он перечислил в качестве перспективных энергетическое и тяжелое машиностроение, гражданское авиастроение, приборостроение, нефтегазовое оборудование. По словам Чемезова, организационные и финансовые усилия промышленности и государства нужно максимально сконцентрировать на этих отраслях — их развитие имеет «огромный мультипликативный эффект».