Отрасли грузовых перевозок грозит массовый уход игроков и банкротства из-за запрета ЕС на рейсы в Европу, а также роста цен на запчасти, предупредили автоперевозчики. Эксперты отмечают перераспределение автоперевозок из Москвы и Петербурга на другие регионы, а также резкий рост числа заявок на перевозки в Россию из Грузии и Казахстана
Снижение тарифов на грузовые перевозки и рост цен на запчасти и расходные материалы в связи с санкциями грозит сокращением числа компаний на рынке автомобильных грузоперевозок, рассказали РБК представители транспортных компаний. Индекс грузоперевозок FTL.РФ, отражающий тарифы на автоперевозки по 100 популярным направлениям в России, снизился с марта по июнь на 13,2%. К примеру, на маршруте Санкт-Петербург — Москва действующий сегодня тариф в 33,3 рубля за километр на 34,3% меньше, чем три месяца назад, следует из презентации биржи грузоперевозок ATI.SU.
Падение ставок почти не оставляет возможностей для развития, сообщил изданию гендиректор компании GLT (в парке более 1300 автопоездов) Фаиль Шигабутдинов. Ситуация грозит снижением рентабельности, убытками и проблемами с обновлением парка, отметил управляющий директор «Совтрансавто» (более 700 автопоездов) Владимир Тян.
В апреле страны ЕС закрыли въезд грузового автотранспорта из России в связи с «военной спецоперацией»* на Украине. В результате, по данным Ассоциации международных автоперевозчиков, большинство из 3100 российских компаний с парком на 45 000 автопоездов переключилось на рейсы по России, создав дополнительное предложение. По данным основателя онлайн-экспедитора Deliver Данила Рудакова, на рынке создался избыток транспорта: если ранее на 1 млн большегрузов приходилось 300 000 ежедневных погрузок, то сейчас 180 000.
Произошло перераспределение грузопотоков из Москвы и Петербурга на другие регионы, сообщил изданию представитель Delko (в парке 3600 машин). При этом по ряду новых коридоров возник дефицит, отметил основатель IT-платформы Loginet Герман Раскин: число заявок на перевозку в Россию из Грузии выросло более чем на 100%, из Казахстана — более чем на 76%.
Кроме падения ставок, компании столкнулись с ростом себестоимости перевозок. После 24 февраля курс рубля сильно упал, поставщики запчастей подняли цены на 70%, в итоге себестоимость выросла в среднем на 5,5 рубля на километр, отметил Шигабутдинов. Он подчеркнул, что отрасль ждет уход большинства игроков и банкротства. По словам официального представителя Globaltruck (в парке 1300 автопоездов) Марии Степановой, рынок могут покинуть около 10% мелких игроков.
По ее мнению, в качестве мер поддержки необходимо сдерживать цены на топливо, решить вопросы по ускоренному прохождению таможни, помочь в разработке логистических коридоров на востоке и временно снизить тарифы за платный проезд. Источник РБК сообщил, что в правительстве прорабатывается «системное решение» вопроса поддержки отрасли с учетом интересов перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей. Власти наблюдают за ситуацией, чтобы рынок не ушел в серую зону, отметил он.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.