Минстрой допустил неисполнение указа Путина о темпах жилищного строительства
Минстрой разработал пессимистичный сценарий развития строительной сферы, по которому в России не удастся ежегодно строить по 120 млн кв. м жилья. Такое требование содержится в указе Путина от 2018 года. В прошлой версии стратегии ведомства пессимистичный сценарий не рассматривался
Минстрой разработал пессимистичный сценарий стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства. С документом ознакомился РБК, его подлинность изданию подтвердили два источника, получившие его в апреле для отзывов.
Представитель Минстроя отказался комментировать содержание стратегии, отметив, что ведомство продолжает работу над документом, в том числе с учетом мнения заинтересованных ведомств, профессионального и бизнес-сообщества. По словам одного из источников РБК, рассмотрение стратегии намечено на июнь.
Согласно пессимистичному сценарию, в России не удастся ежегодно строить по 120 млн кв. м нового жилья. Такое требование содержится в указе президента «О национальных целях и стратегических задачах развития России», подписанном в мае 2018 года. Тогда достичь такого показателя нужно было к 2024 году, во время пандемии срок отодвинули до 2030 года.
Однако по пессимистичному сценарию Минстроя в 2030 году ввод жилья составит только 100 млн кв. м, а к 2035-му вырастет до 118 млн кв. м. Выполнение обозначенных в указе Владимира Путина целей заложено в двух других сценариях: базовом и агрессивном. Согласно им, 120 млн кв. м жилья в 2030 году будет построено и этот уровень сохранится на следующие пять лет. Примечательно, что в прошлом варианте стратегии министерства рассматривались только эти два сценария.
Пессимистичный сценарий предусматривает ухудшение основных макроэкономических показателей в среднесрочной и долгосрочной перспективах, включая ВВП, уровень инфляции, индекс потребительских цен, доходы населения и инвестиции в основной капитал. Согласно ему, «из-за ограничительных мер и возможного сокращения программ поддержки» замедлится рост спроса и динамики жилищного, промышленного и инфраструктурного строительства.
По базовому сценарию финансирование, доступность ресурсов, динамика спроса и строительства сохранятся на текущем уровне. При этом он предполагает экстенсивный рост строительной отрасли, который будет достигаться не за счет внедрения новых технологий, а за счет наращивания объемов. Например, производительность труда в этом варианте увеличится на 15% к 2030 году и на 31% — к 2035-му (по отношению к уровню 2020 года).
Согласно агрессивному сценарию, производительность труда вырастет к 2030 году на 31%, а к 2035-му — на 50%. Он предусматривает опережающий рост спроса и динамики строительства, улучшение макроэкономического климата, рост доходов населения и демографических показателей, а также рост поддержки отрасли: «восстановление снабжения строительными ресурсами», ускорение разрешительных процедур, финансовую поддержку застройщиков, льготную ипотеку, программы модернизации ЖКХ и привлечение средств ФНБ.
В документе также прописаны способы преодоления санкционных и прочих вызовов. Например, снижение частных инвестиций в строительство предлагается нивелировать льготной ипотекой и увеличением размера налогового вычета за покупку жилья. Для борьбы с дефицитом технологий, материалов и оборудования и с ростом их стоимости предлагается установить госрегулирование цен «на период кризисных явлений в экономике».
В стратегии также предлагается ввести регулирование рынка аренды грузовых железнодорожных вагонов и фиксировать предельные значения по кредитам с плавающими ставками. Застройщикам, «оказавшимся в сложной ситуации», предлагается возмещать часть затрат по кредитам на строительство. В документе также допускается возможность перечисления застройщикам денег дольщиков с эскроу-счетов до завершения строительства.