«Ведомости» узнали о сокращениях до 40% персонала маркетплейса «AliExpress Россия»
Российско-китайский маркетплейс «AliExpress Россия» провел сокращения персонала. По словам источников «Ведомостей», совместное предприятие сократило до 40% персонала, в основном из тех отделов, которые стали «ненужными» после введения санкций против России. Эксперты ожидают дальнейших сокращений в онлайн-торговле в целом
Российско-китайский онлайн-ретейлер «AliExpress Россия» сократил часть сотрудников. О сокращениях до 40% персонала маркетплейса пишут «Ведомости» со ссылкой на двух собеседников на рынке электронной коммерции и сотрудника компании, попавшего под сокращение. Эксперты предупреждают, что это только первая волна оптимизации персонала в онлайн-торговле.
В «AliExpress Россия» не ответили на запрос газеты. По словам одного из источников, сокращения на совместном предприятии начались месяц назад. Под увольнение попали сотрудники тех направлений, которые потеряли актуальность для компании после введения санкций против России. В основном, это коснулось экспорта и импорта товаров в рамках собственных закупок компании, уточнил он.
Компания «AliExpress Россия» начала работать в октябре 2019 года. Китайская Alibaba Group владеет 55,7% СП, VK — 15%, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) — 5%, кипрская USM International Алишера Усманова и партнеров — 24,3%. За 2021 год торговый оборот (без учета услуг) маркетплейса составил 306 млрд рублей, что на 46% выше показателя 2020 года. По собственным данным компании, на начало 2022 года на площадке было зарегистрировано более 400 000 продавцов, из них 102 500 – из России. Общий ассортимент маркетплейса – более 211 млн товаров, локальный – 16,5 млн.
По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, экспортные направления вынуждены сворачивать все участники рынка онлайн-торговли. Так, лидер рынка по объемам экспортных продаж Wildberries в 2022 году остановил работу в ряде стран Западной Европы. «Очевидно, что и для AliExpress это направление сейчас не является целевым», — отметил эксперт.
В апреле–мае единственным поставщиком товаров в Россию на фоне санкций ЕС и США остался Китай. По словам Бурмистрова, 95% продаж из Китая на российский рынок обеспечивает именно «AliExpress Россия». По данным эксперта, в апреле 2022 года трансграничные продажи компании выросли на 80% к уровню марта. Он добавил, что компания выиграет и от решения правительства повысить порог беспошлинного ввоза товаров.
Направление собственных закупок, запущенное в 2021 году, перестало быть перспективным, полагает Бурмистров. Он отметил, что именно трансграничная торговля обеспечивает AliExpress дифференциацию ассортимента по сравнению с российскими маркетплейсами. Поэтому компания сосредоточится на развитии бизнеса в эту сторону, считает эксперт.
Партнер аналитического агентства Data Insight Борис Овчинников рассказал, что в апреле число онлайн-заказов в целом по рынку сократилось примерно на 10% в сравнении с мартом. По словам эксперта, у большинства интернет-магазинов спад составил около 30%. Упали показатели и у маркетплейсов, отметил собеседник.
По данным коммерческого директора hh.ru Андрея Пантелеева, в марте–апреле число открытых вакансий от компаний электронной коммерции уменьшилось на 19%, по сравнению с периодом с января по февраль 2022 года, до 26 000. По его словам, в первую очередь оптимизации подвержены логистические и административные функции. «При ухудшении ситуации со спросом и товарным предложением потребность в менеджерах по продажам, консультантах, специалистах по закупкам, маркетологах также может упасть», — сказал эксперт.