К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Турпоток богатых россиян за границу упал втрое

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Состоятельные российские граждане пережидают неспокойные времена на родине. По оценке Ассоциации туроператоров России, в марте-апреле этого года поток туристов, которые предпочитают вылетать на отдых бизнес-классом и останавливаться в заграничных пятизвездочных отелях, сократился более чем в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2021-го. Операторы отмечают рост спроса на премиальные отели в России, но всего лишь на 20-30%

ВИП-туризм считается самым стабильным и наименее подверженным колебаниям спроса и кризисам сегментом. Но весной 2022 года рухнул и этот, прежде устойчивый, сегмент российской туристической индустрии. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), за первые два месяца 2021 года россияне совершили около 1,5 млн поездок в зарубежные страны, из них около 15% пришлось на ВИП-туризм. В марте-апреле 2022-го российских ВИП-туристов за границей стало в три раза меньше.

Резкое падение бронирования отдыха за рубежом в премиальном сегменте — яркая тенденция, обусловленная политическими событиями последних двух месяцев, объясняет исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. «Выездной ВИП-туризм сильно просел. Во-первых, сократился выбор стран. Но основная причина другая — предприниматели и топ-менеджеры крупных компаний, которые решили  этой весной не отправляться на отдых из-за непредсказуемой ситуации и потому что «некого оставить на хозяйстве». И, конечно, они не решились отправить свои семьи с женами и детьми, опасаясь, что те могут застрять в чужой стране на неопределенный срок», — говорит эксперт.

Скудное предложение

У компании Fun&Sun (ранее TUI Россия) спрос на премиальный отдых снизился на 34% за последние два месяца. Цены в среднем на отдых выросли на треть. В компании отмечают острую нехватку вариантов перевозки.

 

«Сейчас вынужденно сокращен список стран, где мог бы быть ВИП-туризм, — добавляет представитель пресс-службы Anex Tour. — Если в апреле-мае 2021 года в топ туристических направлений входили Карибы, Турция, Мальдивы и ОАЭ, то на данный момент популярностью пользуется только Турция как одно из наиболее доступных». По данным туроператора, средний чек вырос за год практически в три раза: в прошлом году ВИП-путевка на неделю в Турцию на одного человека стоила $2000, а в этом уже выше — $6000.

По словам Ломидзе, в ВИП-сегменте появился запрос на долгосрочное пребывание в чужой стране, как правило, с возможностью удаленной работы. Обеспеченные люди стали брать длинные туры продолжительностью от трех недель в те страны, правила пребывания в которых это позволяют, в частности в безвизовые ОАЭ, Турцию, Индию. Тенденция так быстро и устойчиво сформировалась, что туроператоры даже проводили внеплановые семинары о том, как обслуживать таких туристов.

 

«Количество таких запросов резко выросло: на фоне ажиотажа в первой декаде марта билет, например, авиакомпании «Ямал» в экономклассе стоил 400 000 рублей (перелет Москва — Дубай. — Forbes), и таких билетов к концу дня оставались единицы, — говорит Ломидзе. —  Очевидно, что покупали их богатые россияне, которые не только ехали отдыхать, но и работать на удаленке». По словам эксперта, тенденция до сих пор сохраняется, хотя накал сильно снизился.

Другая категория ВИП-туристов — те, кто совершает поездку за рубеж самостоятельно, без участия туроператора. По данным сервиса для организации путешествий OneTwoTrip (продажа билетов и бронирование отелей), в апреле 2022 года доля авиабилетов, оформленных бизнес-классом, составила менее 1% от общего количества заказов на перелеты. За год этот показатель не изменился, хотя общее количество бронирований билетов на заграничные направления по сравнению с аналогичным периодом 2021-го выросло на 12%. В топе: Стамбул (14% клиентов сервиса), Ереван (12%), Дубай (11,7%), Тель-Авив (6,5%) и Анталия (6,4%). Средняя стоимость авиабилета в один конец, приобретенного в апреле в бизнес-классе, за границу выросла почти на 10%, до 95 000 рублей. 

По словам Артура Мурадяна, главы Space Travel и вице-президента АТОР по вопросам выездного туризма, рост стоимости авиабилетов увеличил в разы цены на туры. Тур от семи ночей в ОАЭ в отель класса «де-люкс» на майские праздники будет стоить от 622 000 рублей на двоих. На Мальдивы цена тура на девять ночей на двоих обойдется туристам в 2 500 000 рублей.

 

Доля бронирований зарубежных пятизвездочных гостиниц за год выросла с 20% в апреле прошлого года до 26% в апреле 2022-го. Через OneTwoTrip за границей большинство бронирований сделаны в Дубае (15,5% от общего числа броней за рубежом), Минске (7%), Ереване (6%), Анталии (4,8%) и Ташкенте (4,4%). Номер в пятизвездочном отеле подорожал за год более чем на 10%, в среднем до 18 200 рублей за ночь.

Детокс по-русски

На внутреннем рынке премиальный сегмент не сократился, если не считать отели в южных городах, где работа аэропортов сейчас приостановлена (Анапа, Геленджик, Симферополь), говорит Майя Ломидзе. «Пятизвездочный отель Mriya Resort & SPA в Крыму, который обычно заполнен под завязку круглый год, даже устроил сезон горящих предложений и акций со скидками до 30% из-за нехватки гостей», — приводит пример исполнительный директор АТОР. Пресс-служба Mriya не ответила на запрос Forbes. По словам Ломидзе, обеспеченной аудитории важен комфорт, поэтому вместо отелей на юге, к которым можно добраться лишь автотранспортом или по железной дороге, она выбирает отдых недалеко от дома: москвичи — в гостиницах Подмосковья, петербуржцы — в Ленинградской области и т. д.

По статистике OneTwoTrip, в апреле чаще всего по России (после Москвы и Петербурга) приобретали билеты бизнес-класса в Сочи — 12,9% от всех бронирований по стране, Калининград — 3,5% и Минеральные воды — 3%. По сравнению с аналогичным периодом в 2021 году спрос на перелеты в Сочи вырос более чем на 60%, а в Минеральные воды — на 30%. Средняя стоимость авиабилета бизнес-класса, приобретенного в апреле в одну сторону по России, составляет 58 600 рублей, год назад  — 52 200 рублей.

Продажи путевок с размещением в люксовых отелях по России выросли на 28%, считает представитель туроператора «Интурист» Дарья Домостроева. «По России в топе спроса, безусловно, Сочи, так как здесь самая обширная отельная база на всем черноморском побережье, довольно много брендовых отелей, — говорит она. — Второе место занимает Анапа, так как здесь самая большая концентрация отелей, работающих по системе «все включено», и растет количество четырех- и пятизвездочных отелей».

Спрос на пятизвездочные курорты Cosmos Hotel Group (Izumrudny Les — в Подмосковье и Altay Resort — в Республике Алтай) в апреле-мае вырос на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Цены в среднем выросли на 10-20%. «Тренд на премиальный загородный отдых в отелях с большим количеством дополнительных услуг продолжает укрепляться, — отмечает вице-президент по продажам, маркетингу и управлению доходами Cosmos Hotel Group Александр Поляков. — Определяющим фактором при выборе отеля остается наличие развитой инфраструктуры и высокий уровень сервиса, но мы заметили, что также немаловажным фактором стало желание людей провести время наедине с собой или семьей. Я бы назвал это городским детоксом».

 

В сочинском курорте Красная поляна количество бронирований сейчас превышает прошлый год — загрузка пятизвездочных отелей (Rixos, Novotel, Marriott, Movenpick) в апреле-мае на 21% выше, чем за аналогичный период 2021-го. Загрузка на майские праздники в отелях ВИП-сегмента уже достигла 93%. По словам директора по стратегическому развитию курорта Ольги Филипенковой, цены за год не изменились: минимальная стоимость ночи в пятизвездочном отеле составляет 15 200 рублей (в пиковые майские даты), максимальная — 40 000 рублей.    

«Во время пандемии мы получили прирост ВИП-туристов, в том числе из тех, кто обычно путешествовал за границу. Они как раз впервые оказались на российских курортах и увидели уровень услуг в ВИП-сегменте, который ничуть не уступает зарубежному», — говорит Филипенкова. По ее словам, эта категория туристов стала возвратной и приезжает в Красную поляну теперь не менее двух-трех раз в год.

«ВИП-туристы — консервативная аудитория в своих потребительских предпочтениях и традиционно бронирует самые дорогие номера и номера редких категорий: президентские сьюты, пентхаусы, люксы с несколькими спальнями, представительские люксы. Они активно пользуются дополнительными услугами (SPA-процедуры и медицина), стоимость которых порой может превышать стоимость самого размещения», — заключает Филипенкова.

В компании Наталии Емельяновой NFR Travel, которая организует люксовые экспедиции по России (Алтай, Байкал, Камчатка и т. д.), события в феврале-марте совпали с периодом активных продаж туров на весну-лето. «В период неопределенности люди заморозили планы либо быстро уехали из страны. Примерно 50% наших клиентов, кто собирался в путешествие в мае, перенесли его на более поздние даты в июне-августе», — рассказывает Емельянова. Она ожидает в летний сезон рост бронирований на российские направления в 2-2,5 раза по сравнению с прошлым годом. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+