К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Турпоток богатых россиян за границу упал втрое

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Состоятельные российские граждане пережидают неспокойные времена на родине. По оценке Ассоциации туроператоров России, в марте-апреле этого года поток туристов, которые предпочитают вылетать на отдых бизнес-классом и останавливаться в заграничных пятизвездочных отелях, сократился более чем в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2021-го. Операторы отмечают рост спроса на премиальные отели в России, но всего лишь на 20-30%

ВИП-туризм считается самым стабильным и наименее подверженным колебаниям спроса и кризисам сегментом. Но весной 2022 года рухнул и этот, прежде устойчивый, сегмент российской туристической индустрии. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), за первые два месяца 2021 года россияне совершили около 1,5 млн поездок в зарубежные страны, из них около 15% пришлось на ВИП-туризм. В марте-апреле 2022-го российских ВИП-туристов за границей стало в три раза меньше.

Резкое падение бронирования отдыха за рубежом в премиальном сегменте — яркая тенденция, обусловленная политическими событиями последних двух месяцев, объясняет исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. «Выездной ВИП-туризм сильно просел. Во-первых, сократился выбор стран. Но основная причина другая — предприниматели и топ-менеджеры крупных компаний, которые решили  этой весной не отправляться на отдых из-за непредсказуемой ситуации и потому что «некого оставить на хозяйстве». И, конечно, они не решились отправить свои семьи с женами и детьми, опасаясь, что те могут застрять в чужой стране на неопределенный срок», — говорит эксперт.

Скудное предложение

У компании Fun&Sun (ранее TUI Россия) спрос на премиальный отдых снизился на 34% за последние два месяца. Цены в среднем на отдых выросли на треть. В компании отмечают острую нехватку вариантов перевозки.

 

«Сейчас вынужденно сокращен список стран, где мог бы быть ВИП-туризм, — добавляет представитель пресс-службы Anex Tour. — Если в апреле-мае 2021 года в топ туристических направлений входили Карибы, Турция, Мальдивы и ОАЭ, то на данный момент популярностью пользуется только Турция как одно из наиболее доступных». По данным туроператора, средний чек вырос за год практически в три раза: в прошлом году ВИП-путевка на неделю в Турцию на одного человека стоила $2000, а в этом уже выше — $6000.

По словам Ломидзе, в ВИП-сегменте появился запрос на долгосрочное пребывание в чужой стране, как правило, с возможностью удаленной работы. Обеспеченные люди стали брать длинные туры продолжительностью от трех недель в те страны, правила пребывания в которых это позволяют, в частности в безвизовые ОАЭ, Турцию, Индию. Тенденция так быстро и устойчиво сформировалась, что туроператоры даже проводили внеплановые семинары о том, как обслуживать таких туристов.

 

«Количество таких запросов резко выросло: на фоне ажиотажа в первой декаде марта билет, например, авиакомпании «Ямал» в экономклассе стоил 400 000 рублей (перелет Москва — Дубай. — Forbes), и таких билетов к концу дня оставались единицы, — говорит Ломидзе. —  Очевидно, что покупали их богатые россияне, которые не только ехали отдыхать, но и работать на удаленке». По словам эксперта, тенденция до сих пор сохраняется, хотя накал сильно снизился.

Другая категория ВИП-туристов — те, кто совершает поездку за рубеж самостоятельно, без участия туроператора. По данным сервиса для организации путешествий OneTwoTrip (продажа билетов и бронирование отелей), в апреле 2022 года доля авиабилетов, оформленных бизнес-классом, составила менее 1% от общего количества заказов на перелеты. За год этот показатель не изменился, хотя общее количество бронирований билетов на заграничные направления по сравнению с аналогичным периодом 2021-го выросло на 12%. В топе: Стамбул (14% клиентов сервиса), Ереван (12%), Дубай (11,7%), Тель-Авив (6,5%) и Анталия (6,4%). Средняя стоимость авиабилета в один конец, приобретенного в апреле в бизнес-классе, за границу выросла почти на 10%, до 95 000 рублей. 

По словам Артура Мурадяна, главы Space Travel и вице-президента АТОР по вопросам выездного туризма, рост стоимости авиабилетов увеличил в разы цены на туры. Тур от семи ночей в ОАЭ в отель класса «де-люкс» на майские праздники будет стоить от 622 000 рублей на двоих. На Мальдивы цена тура на девять ночей на двоих обойдется туристам в 2 500 000 рублей.

 

Доля бронирований зарубежных пятизвездочных гостиниц за год выросла с 20% в апреле прошлого года до 26% в апреле 2022-го. Через OneTwoTrip за границей большинство бронирований сделаны в Дубае (15,5% от общего числа броней за рубежом), Минске (7%), Ереване (6%), Анталии (4,8%) и Ташкенте (4,4%). Номер в пятизвездочном отеле подорожал за год более чем на 10%, в среднем до 18 200 рублей за ночь.

Детокс по-русски

На внутреннем рынке премиальный сегмент не сократился, если не считать отели в южных городах, где работа аэропортов сейчас приостановлена (Анапа, Геленджик, Симферополь), говорит Майя Ломидзе. «Пятизвездочный отель Mriya Resort & SPA в Крыму, который обычно заполнен под завязку круглый год, даже устроил сезон горящих предложений и акций со скидками до 30% из-за нехватки гостей», — приводит пример исполнительный директор АТОР. Пресс-служба Mriya не ответила на запрос Forbes. По словам Ломидзе, обеспеченной аудитории важен комфорт, поэтому вместо отелей на юге, к которым можно добраться лишь автотранспортом или по железной дороге, она выбирает отдых недалеко от дома: москвичи — в гостиницах Подмосковья, петербуржцы — в Ленинградской области и т. д.

По статистике OneTwoTrip, в апреле чаще всего по России (после Москвы и Петербурга) приобретали билеты бизнес-класса в Сочи — 12,9% от всех бронирований по стране, Калининград — 3,5% и Минеральные воды — 3%. По сравнению с аналогичным периодом в 2021 году спрос на перелеты в Сочи вырос более чем на 60%, а в Минеральные воды — на 30%. Средняя стоимость авиабилета бизнес-класса, приобретенного в апреле в одну сторону по России, составляет 58 600 рублей, год назад  — 52 200 рублей.

Продажи путевок с размещением в люксовых отелях по России выросли на 28%, считает представитель туроператора «Интурист» Дарья Домостроева. «По России в топе спроса, безусловно, Сочи, так как здесь самая обширная отельная база на всем черноморском побережье, довольно много брендовых отелей, — говорит она. — Второе место занимает Анапа, так как здесь самая большая концентрация отелей, работающих по системе «все включено», и растет количество четырех- и пятизвездочных отелей».

Спрос на пятизвездочные курорты Cosmos Hotel Group (Izumrudny Les — в Подмосковье и Altay Resort — в Республике Алтай) в апреле-мае вырос на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Цены в среднем выросли на 10-20%. «Тренд на премиальный загородный отдых в отелях с большим количеством дополнительных услуг продолжает укрепляться, — отмечает вице-президент по продажам, маркетингу и управлению доходами Cosmos Hotel Group Александр Поляков. — Определяющим фактором при выборе отеля остается наличие развитой инфраструктуры и высокий уровень сервиса, но мы заметили, что также немаловажным фактором стало желание людей провести время наедине с собой или семьей. Я бы назвал это городским детоксом».

 

В сочинском курорте Красная поляна количество бронирований сейчас превышает прошлый год — загрузка пятизвездочных отелей (Rixos, Novotel, Marriott, Movenpick) в апреле-мае на 21% выше, чем за аналогичный период 2021-го. Загрузка на майские праздники в отелях ВИП-сегмента уже достигла 93%. По словам директора по стратегическому развитию курорта Ольги Филипенковой, цены за год не изменились: минимальная стоимость ночи в пятизвездочном отеле составляет 15 200 рублей (в пиковые майские даты), максимальная — 40 000 рублей.    

«Во время пандемии мы получили прирост ВИП-туристов, в том числе из тех, кто обычно путешествовал за границу. Они как раз впервые оказались на российских курортах и увидели уровень услуг в ВИП-сегменте, который ничуть не уступает зарубежному», — говорит Филипенкова. По ее словам, эта категория туристов стала возвратной и приезжает в Красную поляну теперь не менее двух-трех раз в год.

«ВИП-туристы — консервативная аудитория в своих потребительских предпочтениях и традиционно бронирует самые дорогие номера и номера редких категорий: президентские сьюты, пентхаусы, люксы с несколькими спальнями, представительские люксы. Они активно пользуются дополнительными услугами (SPA-процедуры и медицина), стоимость которых порой может превышать стоимость самого размещения», — заключает Филипенкова.

В компании Наталии Емельяновой NFR Travel, которая организует люксовые экспедиции по России (Алтай, Байкал, Камчатка и т. д.), события в феврале-марте совпали с периодом активных продаж туров на весну-лето. «В период неопределенности люди заморозили планы либо быстро уехали из страны. Примерно 50% наших клиентов, кто собирался в путешествие в мае, перенесли его на более поздние даты в июне-августе», — рассказывает Емельянова. Она ожидает в летний сезон рост бронирований на российские направления в 2-2,5 раза по сравнению с прошлым годом. 

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости