Оператор каршеринга «Яндекс Драйв» может лишиться около 35% автопарка
Один из крупных операторов каршеринга «Яндекс Драйв» может лишиться до 35% автопарка в 2022 году, пишет «Коммерсантъ». У компании истекают лизинговые контракты, а купить новые автомобиле на рынке невозможно. Производители перестали в кризис выдавать для каршеринговых компаний квоты, а лизингодатели увеличили ставку с 8% до 20%
«Яндекс Драйв» может потерять до 35% парка — каршеринговый сервис вынужден сокращать число автомобилей из-за истечения срока лизинговых контрактов. Компания возвращает автомобили с января, первым на это обратил внимание Telegram-канал «Драйв Каршеринг», пишет «Коммерсантъ».
Собеседник газеты на рынке каршеринга сообщил, что основным лизинговым партнером компании выступает Major. В кризис компания отказывается перезаключать контракты в пользу дальнейшей перепродажи автомобилей либо предлагает неподходящие для «Яндекса» условия. В Major комментарий не предоставили, в «Яндекс Драйв» подтвердили проблему обновления парка из-за кризиса. Источник, близкий к «Яндекс Драйв», подтвердил проблемы с покупкой новых автомобилей, в том числе из-за существенно возросших лизинговых ставок.
В пресс-службе «Яндекс Драйва» сообщили, что в начале этого года сервис начал программу обновления парка, но за последние несколько месяцев ситуация на авторынке сильно изменилась. «Возвращение автомобилей лизинговому партнеру — это постепенный и длительный процесс, мы также находимся в постоянном диалоге с партнерами», — отметили в пресс-службе, добавив, что сейчас массовое пополнение парка новыми автомобилями привело бы к существенному росту цен.
Сейчас «Драйв» планирует активно развивать направление долгосрочной аренды автомобилей («Подписка») и удерживать цены, добавил представитель сервиса. В марте, по его данным, спрос на «Подписку» увеличился вдвое по сравнению с февралем. Помимо этого направления, «Драйв» также продолжит фокусироваться на продуктах для бизнеса. Сервис наблюдает за ситуацией, которая может измениться в случае снижения лизинговой ставки или появления нового поставщика машин, заключили в сервисе.
«Яндекс Драйв» работает с 2018 года, по данным компании, ее парк насчитывает более 16 000 автомобилей. Выручка проекта в 2021 году составила 14,79 млрд рублей, пишет газета со ссылкой на отчетность компании.
Собеседник на лизинговом рынке объяснил, что из-за дефицита автомобилей производители перестали выдавать квоты, которыми пользовались каршеринговые и таксомоторные компании. Лизингодатели повысили ставки примерно с 8% в год минимум до 20%, добавляет он. Найти в кризис новые авто непросто, говорит издатель проекта «Трушеринг» Юрий Николаев.
По мнению эксперта, после увеличения властями Москвы возраста автомобилей, которые могут получить разрешение на бесплатную парковку в городе, с трех до четырех лет «Яндекс Драйв» будет возвращать в столицу подходящие под этот критерий автомобили из Казани, Петербурга, Сочи. Николаев добавил, что китайские производители не смогут заместить спрос, в том числе из-за высоких цен и нарушенных цепочек поставок.
Российские марки, например Lada, вряд ли подойдут для каршеринга, сказал Николаев. «Операторы проводили эксперименты с автомобилями локальных марок, но они оказались непригодны для работы в каршеринге», — отметил он. Пробег таких автомашин достигает 100 000 — 120 000 км в год, отечественный автомобиль приходилось списывать до того, как закончится лизинговый договор, пояснил эксперт.
Другие каршеринговые компании также сталкиваются со сложностями при закупке новых автомобилей, сказали собеседники газеты. Представитель «Ситидрайва» сообщил, что с начала 2021 года сервис вывел 3000 автомобилей на линию и рассчитывает, что сможет расширить парк до 10 000 машин в ближайшее время. В BelkaCar наблюдают значительное изменение стоимости запчастей.
В «Ситидрайве» сказали, что у них есть запасы запчастей и расходников на несколько месяцев. Собеседник в одном из каршеринговых сервисов отметил, что стоимость комплектующих уже выросла как минимум на 20%. Популярность каршеринга может значительно снизиться из-за высокой цены поездок на фоне роста стоимости автомобилей, комплектующих, лизинговых ставок и затрат на штат разработчиков, прогнозирует Николаев.