«Коммерсантъ»: правительство разрешит выпуск автомобилей всех экологических классов
В России могут временно разрешить выпускать машины всех экологических классов, включая «Евро-0». Соответствующий проект постановления правительства проходит заключительные правки. По действующему техрегламенту Таможенного союза, в обращение должны выпускаться только машины класса «Евро-5» и выше, предлагаемые послабления будут временными
Правительство может временно разрешить выпуск машин всех экологических классов, включая «Евро-0», пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на проект постановления правительства, который проходит заключительные правки в его аппарате. Проект касается «правил оценки соответствия колесных транспортных средств, выпускаемых в особый период», и призван упростить требования к автомобилям российского производства.
Согласно действующему техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС 018), на рынок должны поставляться только машины класса «Евро-5» и выше. Собеседники газеты отмечают, что новые послабления коснутся крупных отечественных автоконцернов с численностью сотрудников более 5000 человек, производителей полуприцепов, электробусов либо компаний под санкциями. Завод китайского Haval, одно из немногих работающих в России автопроизводств, не сможет воспользоваться послаблениями.
Требования распространятся на машины, выпущенные в период с 1 апреля по 31 декабря, сказали источники газеты.
«Камаз» уже перешел к выпуску грузовиков «Евро-2», но пока не имеет права их продать. В Европе, США и Японии «Евро-0» действовал до 1992 года, «Евро-1» — до 1995 года, а Россия только в 2002 году ввела стандарт «Евро-2», запретив к ввозу машины ниже этого класса. «Особый порядок» предусматривает:
- для легковых машин, LCV и грузовых с бензиновыми двигателями экологический класс может быть любым — начиная с «Евро-0»;
- для легких коммерческих автомобилей и грузовиков с дизельными двигателями он должен быть выше «Евро-1» (класса ниже не предусмотрено), газовыми — «Евро-3».
От применения каталитических нейтрализаторов, которые отвечают за снижение выбросов, власти отказаться не готовы. В проекте постановления говорится, что их использование обязательно, если предусмотрено конструкцией. Каталитические нейтрализаторы поставляет «Экоальянс» (входит в группу «Росатом» и занимает примерно треть рынка) и локализованный Johnson Matthey (около 20% рынка), 40–45% — ввозится из-за рубежа.
В «Соллерс Авто» газете заявили, что упрощение требований техрегламента позволит восполнить дефицит машин на рынке, так как те есть у производителей, но не могут быть выпущены на рынок из-за несоответствия требованиям. В группе ГАЗ сказали, что упрощенные требования расширят возможности производства на период разрыва технологических цепочек. «Производители заинтересованы в выпуске машин с высокими техническими параметрами, это более маржинальная продукция», — отметили в группе.
Проектом постановления Минпромторгу даются полномочия и дальше снижать требования к конструкции автомобилей, если это потребуется производителю для сохранения выпуска и будет согласовано с ГИБДД. «Владельцам по большому счету все равно, какой экологический класс у машины», — сказал исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. Потребитель, по мнению аналитика, обращает внимание на комфорт и безопасность, например на наличие антиблокировочной системы (ABS) и системы электронного контроля устойчивости (ESP).
В подготовленном Минпромторгом проекте установка ABS признана необязательной. Ранее в Белоруссии на уровне требований ЕАЭС до 31 декабря разрешили производить автобусы, грузовики и полуприцепы без систем ESP. Эти упрощения близки к тем, что предлагаются проектом постановления российского правительства.