К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Красота у частника: как клиенты индустрии красоты переходят из салонов в онлайн

Фото Hajek Vojtech / CTK / TASS
Фото Hajek Vojtech / CTK / TASS
За время пандемии россияне научились искать мастеров бьюти-услуг онлайн и не отказываются от этой привычки. К такому выводу пришли эксперты «Авито Услуг». Количество запросов на поиск мастеров индустрии красоты на сервисе за два года увеличилось в полтора раза. Мастерам и их клиентам онлайн проще найти друг друга, к тому же это оказалось экономически выгоднее

Привычка искать мастера по маникюру или парикмахера на онлайн-платформах у россиян сформировалась в 2020 году с началом пандемии и введением жестких коронавирусных ограничений. Закрытые двери салонов красоты подтолкнули потребителей искать мастеров в сети. Спрос на бьюти-специалистов за два года увеличился на 145,6% (I квартал 2022 года к I кварталу 2020 года), при этом среднегодовые темпы роста спроса сохранялись на уровне 60%, говорится в исследовании «Авито Услуг», сделанному по заказу Forbes.

Причин, обеспечивших рост спроса на услуги на онлайн-платформах, несколько. Прямой контакт с мастером обходится клиенту дешевле, а услуга, оказанная на дому, позволяет сэкономить время и не тратить его на поход в салон.

Чаще всего клиенты «Авито Услуг» нуждались в мастерах маникюра и педикюра. Это крупнейшая категория по количеству запросов. На эти услуги в январе-марте 2022 года приходилось 24,9% запросов, примерно такие же показатели были и в первых кварталах 2021-го и 2020-го (26,6% и 29,5% соответственно).

 

Самой быстрорастущей категорией за последние два года стали spa-услуги и здоровье (процедуры по уходу за телом, обертывания и прочее). Их доля в общем числе запросов в I квартале 2022 года составила 22,6%. Она выросла более чем на 6 процентных пункта по сравнению с показателями I квартала 2020 года.

Как отмечают в «Авито Услугах», в период пандемии индустрия красоты стала децентрализованным рынком, на котором работают сотни тысяч частных мастеров. Согласно совместному исследованию «Авито Услуг» и Data Insight, весной 2021 года в сегменте «Красота и здоровье» работало более 720 000 исполнителей, в том числе 313 000 одиночных исполнителей и 78 000 команд. 

 

Годовую выручку этой категории Data Insight оценивает в 404 млрд рублей. Средний чек — 950 рублей.

«Красота и здоровье» входит в пятерку крупнейших категорий российского рынка услуг.

Уберизация красоты

«Так называемая уберизация (замена посредников цифровыми сервисами — убер-платформами, связывающими клиентов и потребителей тех или иных услуг. — Forbes) услуг красоты наблюдается уже не первый год, и не только в России, но и повсеместно на мировом рынке, — рассказывает управляющий директор Reed Exhibitions Russia (организатор крупнейшей российской косметической выставки InterCHARM) Анна Дычева-Смирнова. — Речь не идет о «домушниках» или частной практике. Речь идет об онлайн-системе и облегченному доступу клиента ко всему по принципу «здесь и сейчас», к широкому выбору услуг по доступной цене».

 

Эксперт приводит в пример рынок США, где такие сервисы, как Urban massage (сервис, предлагающий услуги массажистов на дому) или Glamsquad (сервис по поиску парикмахера, визажиста и мастера маникюра), приобрели весьма широкое распространение.

В России не только пандемия, но и политика налоговых органов по части самозанятых, по мнению Дычевой-Смирновой, дала заметный толчок к развитию уберизации услуг красоты.

«Очевидно, что такое сотрудничество экономически выгодно и мастеру, и клиенту. Однако нужно понимать, что гнаться за дешевизной не всегда нужно, поскольку не все услуги можно оказывать на дому», — предупреждает она. Например, согласно требованиям Роспотребназдора, все инъекционные манипуляции могут осуществляться лишь в специализированных лицензированных учреждениях.

Кресло в аренду

«Авито Услуги» ожидают, что в 2022 году тенденция к переходу мастеров из салонов к частной практике будет только усиливаться. Этому способствует развитие онлайн-площадок, которые позволяют мастерам работать на более выгодных условиях и строить личный бренд. Например, в последнее время мастера все чаще хотят работать на себя, предпочитая просто снимать кресло или кабинет в салоне, об этом Forbes рассказали в двух салонах красоты в центре Москвы. «Если нет клиентов, мастер просто сидит в салоне без дела. Поэтому теперь мастера все чаще стараются сами регулировать свою занятость, например два дня в неделю работают в салоне под запись, два дня — на себя», — делится один из мастеров.

В салонах сейчас работать менее выгодно, считают мастера. «Аренда парикмахерского кресла или процедурного кабинета в салоне красоты экономкласса обходится от 1500 до 2500 рублей (соответственно) в день. Материалы и средства мастер использует свои. Цена фиксированная, и все, что заработал за день, — твое. Работая на салон, мастер обычно получает лишь 50% от стоимости услуги, к тому же все материалы нужно закупать у салона», — делится с Forbes косметолог крупного сетевого салона Москвы. «Такое переманивание клиентов салонам, конечно, обидно. Ведь крупные салоны инвестируют деньги в продвижение и рекламу, привлекают клиентов, обучают мастеров», — отмечает Анна Дычева-Смирнова.

 

Однако число салонов в России не сокращается. По данным «2ГИС», до пандемии количество парикмахерских и маникюрных салонов в 15 городах-миллионниках росло примерно на 4% в год (по данным на 1 апреля 2018 года, в 15 российских миллионниках было 24 762 парикмахерских и 23 349 маникюрных салона).

По итогам 2020 и 2021 годов рост новых парикмахерских прекратился, есть небольшое сокращение количества салонов (на 1% в год). Но по сравнению с докризисным 2018 годом в городах-миллионниках их стало больше почти на 6% (26 235 точек). По маникюрным салонам картина похожая: пандемия лишь снизила темпы прироста. До ковида число маникюрных салонов росло на 8-10% в год, а в разгар пандемии рост сократился до 1%. Тем не менее с апреля 2018-го по апрель 2022 года число маникюрных салонов в 15 крупнейших городах страны выросло более чем на 20% (до 28 123 точек).

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+