Санкции давят на золотодобытчиков: что происходит с драгоценным металлом в России
«Российские золотодобывающие компании не ведут самостоятельного экспорта, а продают золото банкам, имеющим лицензию Центробанка на операции с золотом», — говорит аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин. По его словам, до 2019 года ЦБ практически полностью выкупал у банков свободное золото, но потом прекратил, и финансовые организации стали поставлять драгоценный металл на внешние рынки.
В пятерку крупнейших золотодобывающих компаний в России, по данным профильного портала eruda.ru, входят: «Полюс», Polymetal, Nordgold, Kinross и «Южуралзолото». В 2021 году российские золотодобывающие компании произвели 346 тонн золота. Большая часть ушла на экспорт.
Однако именно с экспортом сейчас серьезные проблемы.
Экспорт не в Европу
Лондонская ассоциация рынка драгоценных металлов (LBMA), объединяющая участников этого рынка — банки, предприятия и организации — 7 марта приостановила статус Good Delivery («надежная поставка») для шести российских аффинажных заводов, выпускающих золотые слитки. В списке участников LBMA российских аффинажных заводов не осталось. Не осталось российских банков, торговавших золотом, хотя раньше там числились ВТБ и «Открытие», а также Совкомбанк, который стал полноправным членом ассоциации только 9 февраля 2022 года.
Что приостановка означает для производителей золота? Статус Good Delivery дает возможность выхода на лондонский внебиржевой рынок драгоценных металлов, который является мировым центром такой торговли. Именно здесь продавалась львиная доля российского золота. Из произведенных в 2021 году 346 тонн золота Россия экспортировала 302 тонны, причем 266 тонн на $15,4 млрд — через Великобританию. LBMA устанавливает физические характеристики золотых и серебряных слитков, используемых при расчетах на рынке. Они и включены в спецификацию Good Delivery. Мировые трейдеры, покупающие слитки, например, для инвестиционных фондов, предпочитают брать металл именно с этим статусом
Аналитик по товарным рынкам «Открытие Инвестиции» Оксана Лукичева говорит, что приостановка статуса означает невозможность осуществлять прямые поставки золота на мировой рынок. «Ничего хорошего для рынка российского и мирового, это, конечно же, не означает, — говорит она. — Если экспортные поставки будут осуществляться, то через серые схемы».
Условно серые схемы — это, например, переаффинаж (перемаркировка золота другими заводами, обладающими статусом Good Delivery). Глава Союза золотопромышленников Россия Сергей Кашуба сказал «Интерфаксу», что приостановка статуса будет означать на практике переаффинаж российского золота заводами, имеющими статус Good Delivery. С этим согласен и Потавин из «Финама», который сказал Forbes, что при желании экспортировать металл компаниям, возможно, придется прибегнуть к перемаркировке российских слитков на зарубежных аффинажных заводах.
«Отозванный статус Good Delivery уже никак не повлиял на действующие дисконты, которые из-за санкций и так оказались довольно существенными», — возражает начальник отдела операций с драгоценными металлами Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) Евгений Афанасьев. Он полагает, что Россия сможет экспортировать золото туда, где оно будет востребовано, несмотря на отсутствие статуса Good Delivery, — в частности, в Китай, Индию, арабские страны или Турцию.
Эксперты также отмечают возникшие из-за санкций проблемы с логистикой. Золото доставляется в основном воздушным транспортом, а 27 стран ЕС, а также Албания, Канада, Норвегия, Швейцария, Исландия, Великобритания и США закрыли свое воздушное пространство для российских самолетов.
«Сложности с логистикой были и до февральских событий — сказывались последствия пандемии, — говорит Афанасьев из УБРиР. — Но сейчас ситуация усугубилась. Европа как место доставки драгметаллов российские банки уже не интересует, так как доставить авиацией металлы туда уже нельзя».
Поиск неподсанкционных банков
Еще одна большая проблема золотодобытчиков — ограничения, наложенные на банки, которые были крупнейшими покупателями их продукции. 24 февраля США ввели санкции против крупнейших российских банков — Сбербанка, банка ВТБ, банка «Открытие», Совкомбанка и Новикомбанка, лишив их возможности проводить операции с долларами. Европейский союз отключил с 12 марта от системы SWIFT семь российских банков — «Открытие», Новикомбанк, Промсвязьбанк, Банк «Россия», Совкомбанк, ВЭБ и ВТБ.
«По большому счету, пока золотодобывающие предприятия последствий не ощутили — сезон золотодобычи только начинается, а в некоторых регионах он еще не запущен, — говорит Афанасьев из УБРиР. — Напрямую на золотодобытчиков отключение SWIFT никак не влияет. Сейчас большинство находится в поисках неподсанкционных банков. Наш банк уже это ощутил — к нам увеличился приток как постоянных, так и новых клиентов».
Реакция компаний
«Насколько мы знаем, кроме Petropavlovsk, никто из российских золотодобытчиков не столкнулся с неразрешимыми проблемами в связи с отключением банков от SWIFT и внесением их в санкционные списки», — отмечает Потавин из «Финама».
В четверг и пятницу акции компании упали на 26%. «Petropavlovsk зарегистрирован в Великобритании, поэтому в рамках санкций страны против России компании запрещено проводить сделки с Газпромбанком — крупнейшим кредитором и покупателем 100% производимого компанией золота», — пишет аналитик «БКС Экспресс» Дмитрий Пучкарев.
«Ситуация для Petropavlovsk крайне сложная, но не характерная для остальных российских золотодобытчиков» — отмечает Потавин. По его мнению, случай с Petropavlovsk, седьмым крупнейшим производителем в России, — уникальный, вызванный стечением нескольких факторов: Газпромбанк, у которого Petropavlovsk кредитовался и которому продавал 100% добытого золота, теперь не может вести с ним никаких дел и расчетов, поскольку банк попал под жесткие санкции Великобритании.
Компания Petropavlovsk, столкнувшись с проблемами обслуживания долга и сбытом своего золота, объявила, что рассматривает различные варианты выхода из положения, от поисков новых контрагентов до продажи добывающих «дочек».
Ранее входящая в топ-5 канадская Kinross Gold Corporation объявила о продаже активов группе компаний Highland Gold Mining, которая принадлежит российскому предпринимателю Владиславу Свиблову, за $680 млн. Сделка подлежит одобрению правительством России и заключению ряда дополнительных соглашений.
Другие золотодобытчики пытаются адаптироваться по-разному. Второй крупнейший производитель золота в России — компания Polymetal — рассматривает возможность аффинажа своего металла в Казахстане, где владеет двумя активами: «Кызыл» в Восточно-Казахстанской области и «Варваринский хаб» в Костанайской области. В 2021 году производство золота в компании составило 1,4 млн унций (44,2 тонны). «Кызыл» произвел 360 000 унций (11,2 тонны), «Варваринский хаб» — 197 000 унций (6,1 тонны). Таким образом, совместное производство двух казахстанских предприятий Polymetal составило порядка 39% общего объема производства компании.
Компания также объявила, что «изучает возможность разделения структуры владения активами в зависимости от юрисдикции». Так Polymetal ответил на сообщения СМИ о том, что компания рассматривает возможность разделения российских и казахстанских активов из-за санкций.
Аналитики «ВТБ Мои инвестиции» полагают, что в сложившейся ситуации в лучшем положении оказался лидер российской золотодобычи — компания «Полюс», у которой низкие санкционные риски, поскольку практически все добываемое золото компания и так реализует на внутреннем рынке. По мнению руководителя инвестиционного департамента УК «Атон-менеджмент» Евгения Малыхина, проблем с логистикой и сбытом у «Полюса» нет. «Компания может продавать золото по экспортным ценам на внутреннем рынке, — пишет эксперт. — Поэтому у «Полюса» складывается идеальная ситуация». «Полюс» оказался от комментариев.
Золото уходит на внутренний рынок
Аналитики отмечают, что значительная часть производимого в России золота может уйти на внутренний рынок. В связи с введением западных санкций Владимир Путин подписал закон об отмене 20% НДС при продаже банками слитков драгоценных металлов физическим лицам и о разрешении приобретать слитки за валюту.
«После отмены НДС на золотые слитки спрос на золото в банках со стороны физических лиц вырос в 30-50 раз, — говорит Лукичева. — Наибольшим спросом пользовались слитки 500 и 1000 грамм. На банковском рынке быстро сформировался дефицит металла, но в ближайшие месяц-два ожидается поступление слитков с российских аффинажных заводов, которые загружены заказами под завязку, и в банковской системе станет достаточно золота для удовлетворения спроса».
По оценке аналитика, общее потребление золота в России в 2022 году может вырасти до 50 тонн против 5,1 тонны в 2021 году.
«Мы видим рост спроса, но объективно оценить его пока нельзя, так как на рынке нет нужного количества малых слитков, — говорит Афанасьев из УБРиР. — Спросом пользуются слитки от 1 до 250 грамм, которых не так много в банках. Сейчас они в большинстве раскуплены, остались слитки по 500 и по 1000 грамм, которые недоступны [стоят дорого] большинству физических лиц».
По словам Афанасьева, во многих банках организуются очереди и запись. Сам УБРиР пока не формирует запись, но заказывает мелкие слитки для реализации физическим лицам.
Вернулся на рынок и сам ЦБ. В конце марта он объявил, что будет покупать у банков золото по договорной цене 5000 рублей за грамм, однако уже 7 апреля изменил свое решение и сообщил, что «в связи с изменением рыночной конъюнктуры» цена будет договорной. Опрошенные Forbes аналитики затруднились объяснить, о какого рода договорной цене идет речь. Forbes отправил запрос в ЦБ.
С 19 апреля Центробанк установил учетную цену золота в 5015 рублей за грамм ($63 за грамм или примерно $1950 за унцию).
На мировом рынке цены на золото растут
Цены на золото в I квартале нынешнего года продолжили рост, поднявшись с начала года к концу марта на 8% до $1942 за унцию, что является лучшим квартальным показателем со второго квартала 2020 года, говорится в обзоре Всемирного совета по золоту (WGC). «Это был один из лучших активов на фоне значительной слабости рынков акций и облигаций», — отмечает WGC.
По мнению аналитиков WGC, рост был вызван, в частности, высокой инфляцией и геополитическими рисками, вызванными «специальной операцией»* России на Украине. Эти же факторы поддерживают использование золота в качестве средства хеджирования рисков, говорится в обзоре.
Во вторник, 19 апреля, золото торговалось на уровне $1975 за унцию.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.