Последний год роста: рейтинг крупнейших российских автодилеров — 2021
Крупнейшим по выручке в рейтинге крупнейших автомобильных дилеров, составленном журналом «АвтоБизнесРевю» (есть у Forbes), восьмой год подряд остается «Рольф», продавший автомобилей на 374,7 млрд рублей (на 45% больше, чем в 2020 году). Компания лидирует и по количеству проданных машин, в ее автосалонах за год было реализовано 77 709 автомобилей, что на 3% меньше, чем годом ранее.
Всего в рейтинг «АвтоБизнесРевю» вошли 100 автодилеров России (контролируют 67,2% российского авторынка), которые суммарно реализовали 1,12 млн автомобилей, что на 3,3% больше показателей 2020 года. Суммарный оборот топ-100 по выручке составил 3,16 трлн рублей.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам 2021 года российский рынок продемонстрировал положительные показатели — рост на 4,3%, до 1,66 млн штук. Это произошло впервые с 2018 года: в 2020 году рынок сократился на 9,1%, в 2019 году — на 2,3% (в 2018 году рынок вырос на 5,6%).
Из 25 крупнейших дилеров по количеству автомобилей только 12 смогли увеличить продажи в 2021 году. По выручке в плюс отработали все кроме «Автоспеццентра». «На показатели последней повлиял марочный портфель: у ряда брендов динамика в прошлом году была хуже рынка, — поясняет Евгений Еськов, главный редактор «АвтоБизнесРевю». — У «Автоспеццентра» есть Volkswagen, Infiniti и Nissan. Эти бренды в Москве потеряли 17%, 12% и 9% продаж 2020-го соответственно. К тому же дилер продал меньше авто с пробегом и в прошлом году передал три дилерских центра Audi и один Porsche компании «Автодом».
На рост выручки остальных компаний во многом повлиял рост цен на автомобили. Согласно оценке агентства «Автостат», средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России по итогам 2021 года выросла на 20% и превысила 2 млн рублей. Если сравнивать ее с результатом 2020 года (1,68 млн рублей), то она увеличилась более чем на 300 000 рублей, или на 20%. Эксперты агентства «Автостат» отмечают, что столь резкий скачок показателя средневзвешенной цены в последний раз наблюдался в 2015 году, когда она тоже выросла на 20%. В последующие пять лет (2016 – 2020 гг.) ее рост всегда был менее 10%.
Наибольший рост по выручке в топ-25 по итогам года показали «Ключавто» (90%) и «Автодом» (89%). Обе компании существенно выросли за счет сделок, напоминает Еськов. В 2021 году группа «Ключавто» приобрела активы британского премиум-дилера Inchcape в Санкт-Петербурге (Inchcape сообщал, что договорился о продаже бизнеса по реализации Toyota и Audi в Петербурге за £70 млн) и омского холдинга «Евразия моторс». У этой сибирской компании было куплено 13 дилерских центров. Сумма сделки составила порядка 1,5 млрд рублей.
За счет этих сделок по итогам года «Ключавто» возглавила рейтинг дилерских холдингов России по числу открытий новых автоцентров — по данным «АвтоБизнесРевю», ее портфель пополнился 19 салонами, что стало рекордным результатом для отечественного авторитейла, говорит Еськов.
«Автодом» прирос четырьмя салонами от сделок 2020-2021 года. В 2020 году он купил салон BMW и Mini у «Автоспеццентра», а в 2021-м — Audi и Porsche. Осенью 2021-го «Автодом» стал партнером «Ауруса».
Volkswagen и «Лада» минус
«На протяжении прошлого года рынку новых автомобилей в России не удалось достичь баланса спроса и предложения из-за глобального дефицита компонентов для производства машин, особенно во второй половине 2021 года. В таких условиях дилеры могли продавать ровно столько машин, сколько удалось добыть у дистрибьютора», — отмечает Еськов.
Сильную «просадку» показали авторетейлеры, у которых якорными брендами выступают марки концерна Volkswagen Group (питерская «Сигма» (81 место в рейтинге, - 8%). Также сократились объемы многих дилеров «Лады» (тольяттинская «Лада-Сервис» потеряла 15% в продажах), хотя отдельные крупные партнеры бренда смогли увеличить продажи («Прогматика», 35 место в рейтинге, +4%).
Интересной особенностью прошлого года, по словам эксперта, стало сильное падение объемов «корейцев» в ряде регионов, в том числе на Урале, в Поволжье и Сибири: например, при росте продаж новых Hyundai на 2% относительно 2020 года в целом по стране, в Челябинске марка провалилась сразу на 34%, что отразилось на местных игроках. Эту тенденцию, возможно, объясняет повышение интереса клиентов к китайским маркам, которые позволили ряду новых и действующих партнеров по итогам прошлого года значительно увеличить реализацию новых машин, говорит Еськов.
Несбывшийся прогноз
В начале года АЕБ прогнозировал, что в 2022 году рост российского авторынка составит порядка 3,3%, прогноз продаж — более 1,72 млн машин. Об этом в январе говорил на ежегодной конференции председатель комитета автопроизводителей Томас Штэрцель.
Но ситуация может значительно измениться. Санкции, введенные разными странами против России из-за «военной спецоперации»* на Украине, остановили новые поставки. Продажи автомобилей американских, европейских и японских марок в марте практически встали. «Уже очевидно, что рынок новых автомобилей в 2022 году провалится, — говорит Еськов. — В марте рынок рухнул более чем на 60% и ситуация была близка к черному апрелю 2020-го, когда салоны встали из-за пандемии. Вполне вероятно, что по итогам 2022 года объем новых автомобилей может упасть ниже миллиона единиц и глубже. Это серьезная угроза дилерскому бизнесу. Конечно, больше шансов выжить в таких условиях у более крупных холдингов».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.