К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Низкие налоги и дорогая жизнь: что нужно знать, чтобы открыть бизнес в Дубае

Небоскребы в районе Дубай Марина. (Фото Christopher Pike / Bloomberg via Getty Images)
Небоскребы в районе Дубай Марина. (Фото Christopher Pike / Bloomberg via Getty Images)
Объединенные Арабские Эмираты привлекают компании со всего мира лояльными условиями ведения бизнеса и высоким уровнем жизни. А российских бизнесменов сейчас — еще и отсутствием санкций. Жить в Дубае дорого, местные особенности деловой культуры сильно отличаются от привычных, но многих российских предпринимателей и инвесторов это не пугает. Управляющий партнер Quattor Advisory Гайк Мартиросян рассказал, сколько стоит открыть компанию в Дубае и что еще нужно знать, чтобы вести там бизнес

Почему Дубай

После начала «спецоперации»* России на Украине усилился отток из страны предпринимателей и IT-специалистов, которые разъезжаются в самых разных направлениях. Из-за санкционных ограничений новые юрисдикции для деятельности сейчас активно ищут в том числе компании, занимавшиеся экспортными и импортными поставками, а также инвестициями в зарубежные активы.

По нашему опыту, одной из наиболее привлекательных юрисдикций для российского бизнеса стали Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). По данным Департамента экономики и туризма, в 2021 году власти эмирата выдали 72 152 новых бизнес-лицензий, что на 69% больше, чем годом ранее. Среди организационно-правовых форм новых выданных лицензий лидируют компании с единственным учредителем — таких открылось за прошлый год 37%, на втором месте ООО (LLC) — 26%, и индивидуальные предприниматели — 13%. А спрос среди наших клиентов на перевод российского бизнеса в ОАЭ по сравнению с концом 2021 года вырос на 300%. Кроме того, раньше мы не наблюдали интереса к полноценному переводу бизнеса, скорее, к использованию Дубая как дополнительного инвестиционного хаба. Теперь же многие перевозят туда целые команды.

Эмираты и раньше были популярным местом ведения бизнеса для российских инвесторов и предпринимателей. Этому способствовали несколько факторов: относительно стабильная политическая система; высокая бизнес-конкуренция; наличие пула русскоговорящих специалистов (по неофициальным подсчетам наших дубайских коллег, с начала года туда уехали до 40 000−50 000 специалистов из России и Белоруссии, но многие были там и до начала «спецоперации», особенно в сфере IT); стабильный курс местной валюты — дирхама; надежная банковская система; минимальная налоговая нагрузка на бизнес, даже несмотря на то, что официально ОАЭ не включен в список офшорных зон.

 

На данный момент в стране нет федерального налогообложения, каждый эмират издал свой указ о корпоративных налогах, которые теоретически должны применяться ко всем компаниям в ОАЭ. Однако на практике такие указы до сих пор не применяются, за исключением компаний нефтяной отрасли и иностранных банков, что позволяет вести весь остальной бизнес без существенных налоговых потерь. Все благодаря наличию так называемых свободных экономических зон, в которых закреплены гарантии (например, в свободной экономической зоне Дубая нулевой корпоративный налог закреплен на 50 лет). Есть ожидания, что в ближайшие годы расширят перечень компаний, подпадающих под федеральное налогообложение, но это не коснется тех, кто зарегистрирован в свободных экономических зонах.

Например, аналогичные российскому налоги на прибыль, прирост капитала и заработную плату компании, зарегистрированные в ОАЭ, фактически не платят, а тот же самый НДС «внутри» страны составляет всего 5% вместо привычных нам 20%. Одновременно для НДС предусмотрена льготная ставка 0% для экспортных операций. 

 

Стоит добавить, что правительство в ОАЭ заинтересовано в привлечении иностранного капитала в регион и всячески это поощряет. Именно для этого в некоторых эмиратах организованы свободные зоны, которые предлагают налоговые и бизнес-льготы на гарантированный период, возможность 100% иностранного владения, отсутствие таможенных пошлин в пределах зоны и «единое окно» для административных услуг.

Сколько стоит открыть бизнес

Запуск бизнеса в ОАЭ — дорогое удовольствие, цены на корпоративные услуги, как и на бытовые товары, здесь очень высоки. Например, регистрация компании обойдется примерно в $12 000-20 000, столько же в среднем будет стоить ее годовое обслуживание.

Разобраться в требованиях местного законодательства и оформить свой бизнес могут помочь местные консультанты. По результатам нашего анализа рынка, средняя стоимость первичной консультации по открытию компании — около $2900. Зарегистрировать бизнес «под ключ» может стоить около $5700. Последующее сопровождение бизнеса обойдется примерно в $12 000 в год. В эту сумму входит: 

 
  • регистрация для НДС около $900 (оплачивается разово);
  • подача ежеквартальных деклараций — $3500;
  • аудит финансовой отчетности — $4300;
  • отчет о конечных бенефициарах компании — $900;
  • оценка экономической составляющей бизнеса и соответствующая отчетность — $2300.

Помимо расходов на услуги местных консультантов, также нужно закладывать бюджет на сборы регуляторов/регистраторов того или иного эмирата. Ниже мы привели основные ежегодные затраты компании на примере одной из свободных экономических зон — Dubai Multi Commodities Centre (DMCC): 

  • разовая плата за подачу заявки на регистрацию и регистрационный сбор — $2750;
  • ежегодная плата за лицензию — $5500;
  • регистрация учредительного договора и устава — $550;
  • ежегодная плата за карточку компании — $500. 

Помимо этого придется заплатить и за прочие услуги консультантов для полного функционирования бизнеса, например:

  • открытие одного банковского счета для компании— $1400;
  • создание печати компании — $140; 
  • открытие почтового ящика — $285;
  • регистрация карточки компании — $1430;
  • получение визы на одного работника — $1000.

Если особенности бизнеса (например, необходимость очных встреч с клиентами) требуют наличие закрепленных рабочих мест, то нужно учесть расходы на аренду офиса — в среднем от $4350 до $9500 в год в зависимости от площади и типа организации. 

Чтобы открыть корпоративный счет в Дубае, иностранцу нужно подать заявку в банк от имени компании и предоставить следующий пакет документов  либо их копии:

  • сертификат акций;
  • свидетельство о регистрации компании;
  • паспорт акционера и директора со штампом о въезде в ОАЭ;
  • банковская выписка акционера;
  • счет за коммунальные услуги для подтверждения адреса;
  • корпоративные документы и банковские выписки.

Также потребуется личная встреча с менеджером или удаленное собеседование для проверки клиента. При этом в некоторых банках могут быть дополнительные требования к россиянам, поэтому стоит уточнить их заранее. Банки могут потребовать у нерезидентов из РФ предоставления информации, для чего открывается счёт, в каких целях его планируется использовать и каков порядок движения денежных средств — откуда и куда. Для подтверждения также могут запросить бизнес-план, предполагаемые к заключению договоры и, потенциально, наименование некоторых первых контрагентов и их юрисдикций.

 

Подводные камни ближневосточной иммиграции

Местная инфраструктура в ОАЭ для бизнеса менее развита, чем, например, в странах Европы. На практике также можно столкнуться с проблемами при регистрации компании и ведении ее деятельности из-за непривычно медленного темпа всех процессов. 

Кроме того, стоимость проживания в Дубае очень высокая. Аренда апартаментов обойдется в среднем в $1000-3000 в месяц (в зависимости от количества спальных мест и удаленности от центра). Стоимость годового обучения в государственных школах составляет около $1650 в год, а посещение частных и международных школ — от $3000 до $17 000 ежегодно. Обучение в местных вузах — до $50 000 за получение степени бакалавра и около $15 000-22 500 за получение степени магистра.

Не стоит забывать и про особенности местной культуры, менталитета и религии (отличные от российских), которые тесно вплетены как в бытовую жизнь, так и в бизнес-сферу — все-таки речь идет о Ближнем Востоке. Например, имея дело с местными партнерами, при встрече важно первым поприветствовать самого старшего человека в комнате. Не лишним будет выучить хотя бы несколько приветствий на арабском языке и понимать, как на них следует реагировать — арабы любят, когда иностранцы уважают их язык и обычаи. Также запаситесь визитными карточками, отпечатанными и на английском, и арабском языках — это добавит вам баллов. Найдите хорошего переводчика и качественную типографию — здесь ценится внешний вид подобных деловых атрибутов. 

Нужно быть готовым к тому, что отношение ко времени у арабов совсем другое, чем у европейцев. Например, опоздание здесь не считается нарушением правил, а деловые встречи часто затягиваются из-за разговоров, притом не только о бизнесе, но и на абсолютно абстрактные темы. Поэтому заранее закладывайте больше времени на встречи и не удивляйтесь, если во время беседы ваши партнеры будут отвлекаться на телефонные звонки или не имеющие отношения к бизнесу разговоры. Это нормально.

 

Очень важно учитывать тонкости коммуникации с местными партнерами, чтобы не попасть в неловкую ситуацию. Так, отказ от еды и напитков может быть воспринят как оскорбление. Не следует просить подать вам алкоголь, если его не предложили напрямую. Дарить алкогольные напитки мусульманам тоже плохая идея. Но если вас пригласили в гости, подарок хозяину будет весьма уместен — лучше всего, если он будет связан с его хобби и увлечениями. Поэтому постарайтесь побольше узнать о его интересах. 

Еще один важный момент: арабские бизнесмены часто носят национальную одежду, и, хотя от иностранцев не будут требовать такого же дресс-кода, мы все же рекомендуем придерживаться сдержанного и делового стиля, особенно если речь идет о женщинах — лучше избегать открытых рук до локтя, открытых ног выше колена и глубоких декольте. Ваши партнеры понимают, что вы из другой культуры и нарушение этих норм не приведет немедленно к проблемам, но они ожидают, что находясь в их стране, вы будете соблюдать определенные обычаи. Если вы хотите, чтобы между вами сложились тесные и плодотворные отношения, лучше не обманывать их в этих ожиданиях.

В целом, наш опыт говорит, что если заранее изучить все особенности ОАЭ и с пониманием отнестись к их традициям, вполне можно построить здесь успешный бизнес. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+