Бакальчук предупредила о повышении цен на товары из-за маркировки импортной продукции
В 2022 году затраты российских e-commerce компаний на фискальные накопители вырастут до 93,1 млн рублей по сравнению с 66,5 млн рублей в 2021 году, то есть на 26,6 млн рублей, из-за необходимости указывать в чеке товара код маркировки. Об этом говорится в письме основательницы и гендиректора маркетплейса Wildberries Татьяны Бакальчук к директору департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга Екатерине Приезжевой. Копия письма, которое датировано 31 марта 2022 года, есть у Forbes, его подлинность подтвердил источник в Минпромторге. Представитель Wildberries факт отправки такого письма не подтвердил и не опроверг.
В документе говорится, что в 2021 году покупатели оформили через каналы электронной коммерции 2,6 млрд заказов, для чего было использовано 10 400 фискальных накопителей (чипов для записи и хранения информации о расчетах, проведенных через онлайн-кассу. — Forbes) на сумму 66,5 млн рублей. Исходя из того, что средняя доля маркированных товаров в общем обороте онлайн-ретейлеров составляет 40%, то затраты игроков рынка на фискальные накопители в 2022 году вырастут до 93,1 млн рублей, следует из письма.
Бакальчук объясняет увеличение трат на фискальные накопители тем, что e-commerce компании будут вынуждены выпускать по два чека при продаже маркированных товаров.
Онлайн-продавцы в момент оплаты товара на сайте не могут определить, какая именно единица из общей партии на складе будет доставлена покупателю, однако в этот момент уже выпускается электронный чек. Если онлайн-ретейлерам придется указывать «шестнадцатеричный код маркировки в фискальном чеке», то они будут вынуждены выпускать второй чек, что в свою очередь увеличит их издержки на фискальные накопители, указывает Бакальчук в письме.
В настоящий момент в Минэке находится проект нормативного акта, который предусматривает перенос сроков указания кодов маркировки в чеках до 1 сентября 2022 года, говорится в письме. Ранее правительство отсрочило это нововведение до 20 апреля 2022 года. «Wildberries выражает глубокую обеспокоенность, что по состоянию на 31.03.2022 данный проект нормативного акта не будет рассмотрен и не вступит в силу до 20 апреля 2022 года», — написала Бакальчук.
Кроме того, в письме говорится, что при закупке товаров за рубежом импортер должен указывать коды маркировки в грузовой и таможенной декларации, согласно действующему законодательству. Российские компании ради «бесшовного импорта» вынуждены передавать полномочия по нанесению кодов маркировки зарубежным партнерам. В 2021 году затраты Wildberries по нанесению кодов на товары иностранными контрагентами составили €90 000, говорится в письме. «В связи с нестабильным курсом валют, а также повышением цен на услуги со стороны иностранных партнеров отечественные импортеры несут дополнительные расходы по нанесению маркировки, что приводит к росту цен на товары», — предупредила основательница Wildberries.
В конце письма Бакальчук попросила Приезжеву о встрече с «первыми лицами Wildberries» для обсуждения вопросов маркировки товаров до 5 апреля 2022 года.
Компания Wildberries действительно обратилась в Минпромторг для обсуждения вопросов работы интернет-ретейлеров в системе маркировки товаров, подтвердил Forbes представитель Минпромторга. Он отметил, что встреча состоялась в Минпромторге 7 апреля. На ней присутствовали представители министерства, Wildberries и оператора системы маркировки «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ), рассказал Forbes один из участников встречи.
Минпромторг уже подготовил предложения «по совершенствованию подходов к работе с маркированными товарами» на рынке электронной коммерции: сейчас они прорабатываются с отраслевым сообществом, добавил представитель ведомства.
В пресс-службе ЦРПТ Forbes рассказали, что компания поддерживает меры по упрощению работы и поэтапному введению обязательных требований при работе с маркировкой. Проект постановления правительства, который предоставляет онлайн-ретейлерам дополнительное время на подготовку к обязательному включению кодов маркировки в кассовые чеки, находится на финальной стадии согласования, отметили в ЦРПТ.
Представитель Wildberries заявил Forbes, что компания поддерживает инициативу отсрочки указания кода маркировки на чеках. В Ozon и AliExpress отказались от комментариев.