К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

ЕС отказывается от российского угля: нужно ли стране переориентироваться на Азию

 Угледобывающее предприятие «Восточно-Бейский разрез» в Хакаси (Фото Александра Колбасова / ТАСС)
Угледобывающее предприятие «Восточно-Бейский разрез» в Хакаси (Фото Александра Колбасова / ТАСС)
Европейский союз ввел эмбарго на импорт российского угля. Аналитики полагают, что издержки понесут и европейские потребители, и российские поставщики, но и те и другие воспользуются отсрочкой для перестройки логистики

Совет Европы утвердил в пятницу, 8 апреля, пятый пакет санкций против России, включающий запрет на импорт угля. Это решение опубликовано в официальном журнале ЕС. «Запрещается приобретать, импортировать или передавать, прямо или косвенно, уголь и другие твердые ископаемые виды топлива в ЕС, если они происходят из России или экспортируются из России», — говорится в документе. Запрет вступает в силу 10 августа и не распространяется на договоры, заключенные до 9 апреля или вспомогательные соглашения, необходимые для исполнения таких договоров. По оценке ЕС, Россия поставляет туда угля на $8,7 млрд. 

Кто теряет больше

Значительная часть угля используется в производстве электроэнергии. Металлургический, или коксующийся, уголь используется для изготовления кокса, применяемого в основном в сталелитейном производстве.

Европейский союз гораздо больше зависим от импорта российского угля, чем Россия от поставок угля в Европу, сказал Forbes cтарший эксперт Института энергетики и финансов Александр Титов. «Если российский уголь составляет около половины угольного импорта ЕС, то в российском угольном экспорте доля ЕС составляет 22-24%», — объяснил эксперт.

 

Титов и независимый эксперт Леонид Хазанов оценивают российский экспорт угля в страны ЕС в 2021 году примерно в 50 млн т. Это в основном энергетический уголь. Как сообщает Международное энергетическое агентство (МЭА), собственное производство угля в ЕС в 2021 году составило 329 млн т, включая 316 млн т  энергетического угля при потреблении в 435 млн т, в том числе 380 млн т энергетического угля. 

По данным Росстата, Россия  в минувшем году произвела 432 млн т угля. Экспорт из России, по данным Федеральной Таможенной Службы, составил 211 млн т на общую сумму $17,6 млрд. МЭА оценивает российский экспорт выше — в 226 млн т, включая 187 млн т энергетического угля. 

 

Российский уголь может уйти в Азию

Россия видит возможность перенаправить экспорт угля из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности, через порты со свободными мощностями, сообщил вице-премьер России Александр Новак.

«Такие возможности есть, все просто зависит от логистики, от стоимости. Можно через морские порты, которые у нас недозагружены, также поставлять уголь в АТР. Угольные компании сейчас все эти вопросы тоже прорабатывают», — сказал Новак журналистам. Он добавил, что свободные портовые мощности у России есть — на Черном и Балтийском морях.

Для России потеря близкого рынка существенна, но не смертельна, хотя все упирается в инфраструктуру, говорит Титов. Теперь расстояние после отправки из российских северо-западных портов и из портов азовско-черноморского бассейна увеличится, соответственно, увеличится и стоимость перевозки. Уголь из России в основном доставляется по морю, хотя есть и сухопутные поставки — по железной дороге, например в Польшу и Китай. Сейчас с железными дорогами может возникнуть проблема: разные компании теперь будут биться за перевозчиков. «Все захотят везти в Азию, а возможности дорог ограничены», — объясняет Титов.

 

«Европейцы смогут на себя перетянуть объемы поставок с азиатского рынка, куда уголь шел из Австралии, Колумбии, США, — говорит эксперт. — Соответственно, какие-то ниши на азиатских рынках уже освободятся для российского угля. Думаю, что такое перераспределение произойдет, просто транспортное плечо будет длиннее как для европейцев, так и для нас».

По данным МЭА, в 2021 году производство угля в мире составило 7,9 млрд т, что соответствовало потреблению. Крупнейшим производителем и потребителем угля был Китай, который произвел в прошлом году около 4,1 млрд т угля. Китайский импорт угля, по данным МЭА, составил 313 млн т, в том числе 260 млн т энергетического угля. Другими крупными производителями угля являются Индия, США, Индонезия и Австралия.

В складывающихся условиях европейские энергетические компании пока будут приобретать уголь в России и одновременно договариваться с поставщиками из других стран о его закупках. Вариантов у них сравнительно немного: Казахстан, Колумбия, США, Австралия, Индонезия, ЮАР, возможно, Монголия, считает Хазанов.

Титов считает, что отсрочка важна не только для европейцев, которым необходимо подойти к отопительному сезону с запасами, но и для России, которой также нужно перестроить цепочки поставок.

Титов считает наиболее реальным направлением перераспределения российских поставок Индию: «С Индией идут активные переговоры. Там потребление угля растет довольно быстро, и своей добычи не хватает». Китайский рынок, куда Россия поставляет примерно такой же объем угля, как в Европу, по мнению Титова, вызывает больше вопросов, поскольку Китай сам увеличивает добычу и сокращает импорт. «Хотя все зависит от скидки, — говорит эксперт. — Если дадим хорошую скидку к цене мирового рынка, то Китай купит».

 

Россия и Китай готовят межправительственное соглашение об удвоении поставок российского угля в Китай, до 100 млн т в год. В октябре 2021 года Россия подписала с Индией меморандум о пятикратном увеличении поставок российского коксующегося угля в Индию, до 40 млн т в год.

В октябре 2020 года Китай ввел запрет на импорт австралийского угля. До его введения в январе-августе 2020 года Австралия экспортировала  в Китай 38,6 млн т энергетического угля и 31,6 млн т металлургического угля. Китай тогда увеличил добычу, а также импорт, в частности из Индонезии. Австралия нарастила поставки в Индию, Южную Корею, Тайвань и Японию.

Цены для Европы вырастут, а России придется продавать с дисконтом

Аналитики полагают,чтобы восполнить выпадающие поставки российского угля, покупателям в ЕС придется приобретать его по высокой цене. «Цены высокие, и сейчас в условиях поиска новых поставщиков европейцы при заключении контрактов, я думаю, будут предлагать определенную премию», — считает Титов.

Говорить, что поставщики будут готовы отгружать уголь в Европу по таким же ценам, как Россия, точно не приходится,  да и возможности для роста добычи у них ограниченные, согласен Хазанов. «В результате уголь может обойтись Европейскому Союзу на 20-30%, если не больше, дороже, чем российский», — говорит он.

 

России же придется предлагать уголь клиентам со скидкой. «Но даже если продавать уголь с дисконтом, то, учитывая растущие цены, экспорт будет вполне выгоден для угольных компаний», — говорит Хазанов.

В понедельник фьючерсы на уголь (Newcastle coal futures)  торговались по цене $292 за т, поднявшись с $285 на прошлой неделе. Год назад фьючерсы стоили $84, но с тех пор их цена росла вслед за ценами на другие энергоносители.

Плохие новости для российских угледобытчиков

Среди публичных эмитентов санкции затронут прежде всего «Распадскую угольную компанию», входящую в состав горно-металлургического холдинга Evraz, и «Мечел», сказал Forbes эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев.

По его данным, в 2021 году доля поставок «Распадской» в Европу составляла 10% от совокупной выручки, или около $210 млн. «Распадская» производит коксующийся уголь. У «Мечела», по расчетам Пучкарева, в том же году на поставки в ЕС приходилось 13% выручки горнодобывающего сегмента, или около 4% от консолидированной выручки группы.

 

«В большей степени может пострадать «Распадская» из-за более высокой доли поставок в Европу, — говорит Пучкарев. — При этом объемы у обеих компаний не такие большие, их можно будет переориентировать на другие регионы. Влияние на финансовые результаты должно быть сдержанным».

Evraz, планировавший выделение «Распадской» в отдельную компанию, принял решение отменить его «в свете беспрецедентных санкций против России и ответных особых экономических мер, принятых Россией».

Эмбарго на уголь может затронуть «Мечел» и Evraz, соглашается Хазанов. «Доля продаж в ЕС у каждой из двух компаний может быть оценена в 8-11% от выручки по угольному направлению, поэтому, несмотря на ожидаемое падение их рентабельности, в горизонте 2022-2023 годов оно будет компенсировано перенаправлением потоков в Азию, являющуюся ключевым рынком как для «Мечела», так и Evraz», — говорит Хазанов. По его мнению, обе компании имеют возможность отыграть потерю европейского рынка расширением продаж на азиатском. 

То же самое будет и с другими угольными компаниями, от «Русского угля» до «А-Проперти». Если они вели продажи в Европу, то теперь могут предпочесть их свернуть, прилагая больше сил для сбыта в Азию, считает эксперт. «Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов, что ближе в августу эмбарго сдвинут еще на какой-то срок: подобное возможно, если цены на уголь в ближайшие месяцы станут слишком высокими для европейских потребителей», — говорит Хазанов.

 

По данным отраслевого портала eruda.ru, крупнейшей угольной компанией России по добыче в прошлом году была  «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК), ранее принадлежавшая Андрею Мельниченко, который из-за санкций продал ее акции. Она добыла 102,5 млн т угля. За ней следует предприятие Уральской горно-металлургической компании (УГМК), «Кузбассразрезуголь» (45,3 млн т). Искандер Махмудов и Андрей Бокарев перестали быть контролирующими бенефициарами УГМК и «Кузбассразрезугля» и вышли из советов директоров этих компаний. На третьем месте — входящая в компанию «А-Проперти» Альберта Авдоляна группа «Сибантрацит» — 37,3 млн т. Группа компаний «Русский Уголь», входящая в группу «Сафмар» семьи Михаила Гуцериева с 27,5 млн т, — на четвертом месте. Evraz, добывший в 2021 году 23,3 млн т угля, замыкает пятерку лидеров. «Мечел» Игоря Зюзина, по данным портала, в 2021 году произвел 11,4 млн т угля, заняв седьмое место среди компаний по объемам добычи.

За ЕС последует G7

Лидеры стран «Большой семерки» сделали в четверг, 7 апреля, в Берлине совместное заявление, согласно которому G7 
ускорит реализацию планов по сокращению зависимости от российских поставок энергоресурсов, в том числе по постепенному сокращению и запрету на импорт российского угля.

8 апреля о планах как можно скорее отказаться от поставок российского угля заявил премьер-министр Японии Фумио Кисида, не указав конкретных сроков. Доля России в японском импорте угля — 11-13%. США ввели эмбарго на импорт российского угля 8 марта. Великобритания, которая получает 43% используемого угля из России, заявила о намерении отказаться от импорта российского угля до конца года.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+