К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Автомобиль как роскошь: почему машины во всем мире станут дороже и недоступнее

Фото Krisztian Bocsi / Bloomberg via Getty Images
Фото Krisztian Bocsi / Bloomberg via Getty Images
У мирового автопрома нескончаемая черная полоса. В последние годы индустрия страдала от последствий пандемии, дефицита компьютерных чипов и роста логистических затрат. Теперь к проблемам автопроизводителей добавилась еще одна, не менее острая — нехватка сырья и комплектующих, которые поступали из России и Украины. Следствием разрывов в цепочках поставок могут стать повышение цен и замедление массового перехода на электротранспорт

По прогнозу аналитической компании S&P Global Mobility, в ближайшие два года производство легковых автомобилей в  мире снизится на 2,6 млн машин, причем в худшем случае падение составит 4 млн, а европейский автопром пострадает больше других. 

BMW и Volkswagen уже приостановили производство на своих заводах в Европе, а компания Mercedes недавно отправила 5600 сотрудников в Бразилии в отпуск до 3 мая. На прошлой неделе приостановили работу некоторых своих заводов Ford и General Motors. Business Insider пишет, что проблемы мирового автопрома связаны с дефицитом полупроводников, а из-за «спецоперации»* России на Украине они усугубляются и цены на автомобили «взлетят до небес». «На фоне роста спроса, дефицита комплектующих и разрыва логистических цепочек цены на автомобили в следующем году продолжат расти», — предостерегает Fortune и отмечает, что в США за прошлый год цены на новые автомобили выросли в среднем на 13%, а на подержанные — на 29%. В России в марте цены на новые автомобили выросли на 40%.

Украинский неон, российский палладий

Мировая автомобильная промышленность в значительной степени зависит от сырья и производственных мощностей, расположенных в России и на Украине. Причем по некоторым позициям эта зависимость критическая. 

 

Так, украинские компании «Криоин» и «Ингаз», по разным оценкам, обеспечивают от 45% до 54% мировых поставок неона, который используется в производстве и без того дефицитных микросхем. С началом российской «спецоперации» на Украине оба предприятия приостановили свою работу. 

Кроме того, Украина является одним из ключевых экспортеров жгута проводов для автомобилей. Его производят 17 предприятий, открытых в стране при участии зарубежных компаний. По оценке AutoAnalysis, украинские поставщики обеспечивают около одной пятой потребности европейских автопроизводителей в электропроводке, но сейчас некоторые из них также прекратили работу. 

 

В свою очередь, Россия является одним из крупнейших производителей алюминия, используемого для изготовления деталей кузова, и третьим по величине поставщиком никеля — ключевого компонента литий-ионных аккумуляторов для электромобилей. Также страна экспортирует около 40% от общего мирового объема палладия, который используется в каталитических нейтрализаторах. «Трудно представить себе глобальный автомобильный бизнес без российского палладия», — говорит соруководитель консалтинговой фирмы AlixPartners Марк Уэйкфилд.

Кроме того, Россия и Украина — крупные поставщики чугуна, также используемого при производстве стали. По данным Alix Partners, на эти две страны приходится почти 70% поставок в США.

Исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов, однако, думает, что альтернативных поставщиков автопроизводители смогут найти сравнительно быстро, так как это предложение не было эксклюзивным. «Производители уже сейчас ищут возможность для организации другой логистики», — говорит он. Так или иначе для восполнения дефицита и налаживания логистических цепочек потребуется некоторое время.

 

Удар по «нервной системе»

Последствия российской «спецоперации» первыми почувствовали на себе европейские автоконцерны. Из-за нехватки украинских жгутов были вынуждены сократить свое производство Volkswagen, Audi, Porsche, BMW, Mercedes-Benz, Skoda, Ford, Cupra и MAN. «Достаточно нехватки одной комплектующей, и вы уже не сможете выпустить автомобиль, — говорит Марк Уэйкфилд из Alix Partners. — Любое препятствие приводит к сбою производства либо незапланированному росту затрат».

По словам гендиректора Skoda Томаса Шефера, для его компании Украина является неотъемлемой частью цепочки поставок. «Это не только кабельные жгуты, у нас есть поставщики переключателей и других компонентов, а также сырья», — говорит он. Однако главная проблема связана именно с электропроводкой. «Это нервная система автомобиля, без которой его невозможно построить», — поясняет Шефер.

Наладить альтернативные поставки жгута не так просто. Например, по словам управляющего директора Ассоциации автомобильной промышленности Германии (VDA) Иоахима Дамаски, переход на поставщиков из Туниса может занять около месяца. В этом смысле повезло концерну Stellantis NV, который как раз получает электропроводку из Северной Африки. «Украинские компоненты сложно будет заменить», — соглашается Евгений Шатов из Capital Lab. По его оценкам, перенос производства из Украины в другие страны Европы может занять от 3 до 10 месяцев из-за сроков наладки оборудования и длительного периода обучения персонала.

По оценке LMC Automotive, только в марте из-за нехватки жгута немецкие автопроизводители вынуждены были сократить выпуск автомобилей на 150 000 штук. «Отличная новость заключается в том, что несколько поставщиков все еще работают, а некоторые возобновили производство», — говорит президент отдела глобального автомобильного прогнозирования в LMC Джефф Шустер. 

Проблемы автоиндустрии могут выйти на новый уровень, если прекратятся поставки российского сырья. За последний месяц оно уже заметно выросло в цене. По информации Михаэля Шмидта из Немецкого агентства по сырьевым материалам (DERA), стоимость палладия увеличилась с $1800 до $2270 за тройскую унцию (31,1 грамма).

 

«Палладий может стать следующим кандидатом на роль «черного лебедя» и привести к значительному ограничению предложения в отрасли. На текущий момент перебои в поставках палладия не предвидятся, однако ситуация может измениться в любой момент», — считает Евгений Шатов из Capital Lab. По его словам, альтернативой палладию при производстве каталитических нейтрализаторов может стать платина, но она столь же дорога и также в основном поступает из России.

Стоимость алюминия также повышалась до рекордных $4000 за тонну. Еще сильнее подорожал никель. Сразу после начала российской «спецоперации» тонна этого металла подскочила с $20 000-25 000 более чем до $100 000. С тех пор цена практически вернулась на прежний уровень, но аналитики ожидают, что к середине года она составит около $34 000.

Из-за роста затрат на сырье автопроизводители вынуждены поднимать стоимость своей продукции. Так, Tesla и Rivian уже увеличили цены на свои электрокары. «От 10% до 15% стоимости (батареи электромобиля) приходилось на никель. Теперь она прибавила в цене на $1000-2000 — это реальное влияние», — отмечает Марк Уэйкфилд из AlixPartners.

По мнению Евгения Шатова из Capital Lab, динамика акций мировых производителей электромобилей будет зависеть от того, насколько они смогут переориентироваться на альтернативные аккумуляторные батареи (например, литий-железо-фосфатные). «В целом высокий риск просадки сохраняется из-за резкого увеличения себестоимости производства, с одной стороны, а с другой — за счет ожидания снижения спроса на ключевых рынках в связи с прогнозируемой экономической рецессией», — считает эксперт.

 

«Многие производители начали поднимать стоимость автомобилей, чтобы компенсировать издержки, но, к некоторому сожалению, они столкнулись с оттоком покупателей из-за высокой цены, — сказал Forbes аналитик «Алор брокер» Андрей Эшкинин. — Отсюда вытекает возможность ухудшения финансовых показателей, что, в свою очередь, приведет к оттоку инвесторов, а следовательно, к падению акций автопроизводителей, если компании не смогут решить данную проблему». 

Что дальше

Для автомобильной промышленности последствия происходящих сейчас разрывов будут «глубокими и масштабными», убеждены аналитики международной консалтинговой компании Frost & Sullivan. По их мнению, дальнейшие нарушения поставок с Украины и из России приведут к задержкам производства и подорожанию продукции. Как пишет Business Insider, автопроизводители «только начали видеть свет в конце туннеля» после локдаунов из-за пандемии, как на них обрушились новые проблемы, из-за которых существенно выросла цена производства автомобилей.

Сложившаяся ситуация ставит под угрозу выручку автопроизводителей. Так, BMW в марте снизила прогноз рентабельности своего автомобильного подразделения на 2022 год с 8-10% до 7-9%. А Mercedes-Benz в своем годовом отчете предупреждает, что высокие цены «не будут полностью компенсировать увеличение стоимости сырья».

Компания Volkswagen в связи с ситуацией в отрасли приняла решение отказаться от бюджетных моделей в пользу премиальных — Audi и Porsche. По словам финансового директора компании Арно Антлица, сейчас приоритетом для компании является не наращивание объема, а качество и рентабельность. Volkswagen также объявил, что к 2026 году Audi и Porsche могут начать состязаться в «Формуле-1». Это призвано вывести компанию в другой сегмент рынка, однако для потребителей это означает, что доступных моделей автомобилей станет меньше.

 

Андрей Эшкинин из «Алор брокер» отмечает, что могут вырасти и цены на и без того не дешевые автомобили Tesla, а выручку крупнейшего производителя электромобилей в ближайшее время будет сложно предсказать, поскольку «сильная волатильность на рынке полезных ископаемых продолжает сохраняться, а проблемы с поставками остаются». «Однако если компания сможет найти им замену, то у нее может начаться белая полоса, так как высока вероятность перехода потребителей бензиновых автомобилей на электрические, что только укрепит позиции Tesla на глобальном рынке автопрома. Однако стоит помнить, что это возможно только в случае сохранения цен на электромобили», — говорит Эшкинин. 

Одним из последствий роста цен на никель может стать замедление массового перехода на электротранспорт и, соответственно, сорвет планы по сокращению выбросов углерода, предупреждает британская консалтинговая компания GlobalData. А президент консалтинговой фирмы House Mountain Partners Крис Берри считает, что момент, когда несубсидируемые электромобили должны были стать дешевле бензиновых, уже сдвинулся во времени. «Многие считали, что эта дата наступит примерно в 2025 году, но в условиях, когда стоимость критически важных металлов для аккумуляторов демонстрирует параболический рост, этот переломный момент будет отложен на год или два», — прогнозирует Берри.

Тем не менее, как считает исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов, «мировому автопрому гораздо проще справиться со сложностями, чем российскому, из-за развитой кооперации и конкуренции».

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+