Металлурги оценили затраты на перенаправление российской стали с Европы на Восток
Около 4 млн тонн стальной продукции в год перенаправят российские металлурги с европейского направления на восточное из-за санкций, введенных ЕС. По подсчетам президента ассоциации «Русская сталь», совладельца «Северстали» Алексея Мордашова, это потребует 17 млрд рублей дополнительных затрат в год на изменения в логистике
Президент ассоциации «Русская сталь» (в нее входят крупнейшие компании черной металлургии), основной владелец «Северстали» Алексей Мордашов дал предварительную оценку объемов экспорта стальной продукции, которую из-за санкций стран Запада придется переориентировать на азиатское направление. Это около 4 млн тонн в год, говорится в письме, отправленном Мордашовым первому вице-премьеру Андрею Белоусову, сообщает РБК.
По расчетам «Русской стали», при переориентации на Восток расстояние доставки грузов увеличится более чем в три раза — с 2300 до 7900 км. Это приведет к дополнительным расходам компаний в 17 млрд рублей в год, отмечается в письме Мордашова Белоусову. Изменения в логистике потребуют дополнительных затрат на фрахт: его стоимость в морские порты Турции уже выросла более чем в 2,5 раза, в морские порты Китая — в четыре раза, отметил автор послания.
Евросоюз 15 марта ввел запрет на импорт из России стальной продукции, он не затронул стальной сляб и железную руду. ЕС в 2021 году, по данным европейской металлургической ассоциации Eurofer, вывез из России 3,74 млн т готовой стальной продукции, в том числе 2,86 млн т — плоского проката. Основным поставщиком плоского проката в ЕС была «Северсталь», напомнил руководитель управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов. По его оценке, перенаправление плоского проката не станет проблемой для российских производителей. Он считает, что азиатский рынок «переварит» такой объем, а у компаний есть возможность поставлять часть продукции в Северную Африку и на Ближний Восток, но им предстоит менять логистику и предоставлять скидки новым покупателям.
«Мы сейчас решаем технические вопросы, связанные с перенаправлением той стальной продукции, которая раньше продавалась в Европу, на альтернативные рынки, включая Азию», — рассказал представитель «Северстали». По его словам, компания видит спрос на свою продукцию на альтернативных рынках. Доля продаж в Европу в выручке «Северстали» в 2021 году составила 31%. Каких-либо существенных объемов в Азию не продавалось.
В выручке ММК Европа составляла 7%, Азия — 4%, в выручке «Металлоинвеста» — 29,3% и 8,5% соответственно. «Распадская» (дочерняя компания Evraz) получала от продаж в Европу 11%, в Азиатско-Тихоокеанский регион — 32%. У «Мечела» Европа давала 13% выручки добывающего сегмента, Китай — 38%, другие азиатские страны — 18%. В выручке металлургического сегмента компании доля Европы была 18%, Азии — 2%.
На китайский рынок приходится более 50% общемирового потребления многих сырьевых товаров, таких как сталь, никель, медь, отмечается в отчете инвесткомпании «Атон». На импорт приходится лишь 25% потребления в Китае. Эксперты отметили, что китайское направление поставок не даст российским производителям существенных экономических выгод. Перспективы увеличения поставок российской железной руды в Азию лучше, чем стальной продукции, считают аналитики «Атона». Железорудное сырье с высоким содержанием железа (окатыши) — продукт, востребованный в Китае, сказал Красноженов.
Китай ввозит более 1,1 млрд т руды в год и легко может принять новые поставки из России. Уголь, который шел на Европу, также будет легко перебросить в Азию, так как российские «Мечел» и «Распадская» уже являются там поставщиками, дополнил аналитиков «Атона» Красноженов. Основные сложности связаны с экспортной логистикой: дефицитом порожнего железнодорожного парка и крупнотоннажного флота, ростом ставок фрахта морских судов, сказал представитель «Металлоинвеста».
РЖД «сделают все возможное, чтобы обеспечить перевозку максимального объема груза отечественных производителей», сказал представитель компании. В 2021 году в восточном направлении по сети РЖД на экспорт было отправлено 5,5 млн т черных металлов (на 16% меньше, чем в 2020 году) и 4,5 млн т железной руды (минус 2%). БАМ и Транссиб работают на пределе своих возможностей, отметил он. Для расширения экспортных возможностей РЖД ведут переговоры с «Китайскими железными дорогами» по дополнительной передаче грузовых поездов, добавил собеседник.