К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Минпромторг предложил снизить требования к безопасности автомобилей из-за санкций

Фото Михаила Метцеля / ТАСС
Фото Михаила Метцеля / ТАСС
Минпромторг для поддержки отечественного автопрома предложил снизить требования безопасности к автомобилям. Для этого предполагается принять особый технический регламент, стало известно Forbes. Он легализует использование деталей, полученных через серый импорт, считает эксперт

Минпромторг в связи с дефицитом комплектующих, с которым столкнулся российский автопром после введения западных санкций, предложил принять технический регламент, который позволит снизить требования к безопасности автомобилей. Министерство подготовило проект указа «О мерах обеспечения производства транспортных средств в условиях санкций и ограничений с поставками комплектующих» (документ есть у Forbes, его подлинность подтвердил источник в одном из профильных ведомств). 

Действия «недружественных стран», как указывают авторы проекта в пояснительной записке, препятствуют производству современных транспортных средств в России, в результате создается «прямая угроза» экономической безопасности страны — из-за нехватки транспорта логистические потоки сократятся, указывают в министерстве. 

Документ подготовлен по итогам совещания у вице-премьера Алексея Оверчука 22 марта, пишет в сопроводительном письме замглавы Минпромторга Александр Морозов. Forbes направил запросы в Минпромторг и Минэкономразвития и ожидает ответа.

 

Что меняется 

Новый регламент «О безопасности колёсных транспортных средств, выпускаемых в особый период», как объясняет Минпромторг, будет направлен «исключительно на поддержку российских автомобильных предприятий, в отношении которых введены ограничения и которые испытывают сложности с поставками компонентов». В случае если автопроизводители найдут новых поставщиков запчастей, которые будут удовлетворять требованиям Таможенного союза, регламент может быть отменен. 

В первую очередь новый регламент разрешит с помощью параллельного импорта устанавливать неофициальные детали. Без этой ключевой новеллы продолжение производства невозможно, говорит Forbes гендиректор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Параллельный, или серый, импорт в России легализовали 30 марта. Теперь можно ввозить в страну востребованные товары иностранного производства без согласия правообладателей. 

 

Согласно новому регламенту, уполномоченная организация проводит идентификацию, испытания, а также экспертизу ранее проводимых испытаний (вне зависимости от срока давности) и не дольше пяти дней составляет протоколы. Если каких-либо документов, подтверждающих соответствие новым требованиям, от заявителя нет, заявка все равно принимается.

В качестве документов, подтверждающих соответствие, могут приниматься не только сертификаты и декларации по положениям регламента Таможенного союза, но и протоколы испытаний изготовителя (в случае если принимаются заявки на малые партии). В результате срок действия одобрения — 1 год. 

Такие авто могут быть в обращении только на территории России. Направить на экспорт, за исключением Белоруссии, их будет невозможно, подтверждает Бурмистров. «В первую очередь это создается для поддержки отечественных производителей «Камаз» и «АвтоВАЗ», — продолжает эксперт.  «Дочки» иностранных производителей таким нововведением воспользоваться не смогут. Еще одна проблема — надежность таких автомобилей, отмечает Бурмистров. 

 

«Камаз» и «АвтоВАЗ» уже столкнулись с нехваткой комплектующих из-за разрыва логистических цепочек и приостановки операций в России зарубежными компаниями. В частности, «АвтоВАЗ» с 4 по 24 апреля отправит сотрудников в отпуск, а затем переведет на четырехдневную рабочую неделю. Французская Renault, которой принадлежит в «АвтоВАЗе» 68%, на прошлой неделе объявила о приостановке работы в России. В автомобилях Lada производства волжского завода использовалась, в частности, электроника немецкой Bosch, которая приостановила поставки автокомпонентов в Россию. «АвтоВАЗ» в связи с нехваткой комплектующих заявил, что подготовит специальные версии Lada, менее зависимые от импортных деталей. «Камаз» в аналогичной ситуации — как писал Autonews, завод в начале марта направил партнерам письмо, в котором указал на дефицит комплектующих.

Новый регламент

Сейчас автомобили, произведенные в России, должны соответствовать регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). Автомобили, произведенные с использованием «альтернативных компонентов», требованиям этого регламента соответствовать не смогут. Поэтому Минпромторг предлагает принять временный порядок оценки автомобилей с «пониженными требованиями безопасности».

Как отмечает Минпромторг, приостановление действия некоторых требований Таможенного союза без создания нового регламента ведет к двум рискам:

  • начало импорта из Китая и Индии транспортных средств с пониженным уровнем безопасности, что создаст угрозу безопасности на российских дорогах, а также дополнительную конкуренцию;
  • потребуется дополнительная аккредитация испытательных лабораторий и органов сертификации, что может занять значительное время и даже привести к остановке автомобилестроительных предприятий. 

Новые требования не будут применятся к транспортным средствам, чья максимальная скорость не более 25 км/ч, большегрузам, а также машинам, поставляемым по государственному оборонзаказу в вооруженные силы. 

Заявку на соответствие новым требованиям сможет подавать российское предприятие, чья средняя численность работников за 2021 год не менее 5000 человек. В регламенте 93 технических требования и объекта для оценки, включающих, например,  эффективность тормозных систем, фары ближнего и дальнего света, прочность сидений и другое.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+