Почему разрушенная нефтяная промышленность Венесуэлы не заменит поставки из России
Неожиданный визит высокопоставленных американских чиновников в Венесуэлу в прошлые выходные вызвал неоднозначную реакцию в обеих странах. Впрочем, если цель поездки заключалась в том, чтобы найти замену российской нефти и помешать росту цен на газ, она имела мало шансов на успех.
«Венесуэла мало что может дать, ее нефтяная отрасль разрушена», — рассказал Forbes известный венесуэльский экономист Хосе Торо Харди. Он считает, что потребуется около $250 млрд инвестиций и семь-восемь лет, чтобы вернуться к прежнему уровню добычи — в 1998 году страна добывала 3,5 млн баррелей в сутки. «Нужны крупные иностранные инвестиции, а они вряд ли возможны до тех пор, пока страна не восстановит демократию», — добавил он.
Президент Венесуэлы Николас Мадуро утверждает, что сейчас страна производит около 1 млн баррелей сырой нефти в день, но, по данным ОПЕК, в январе добыча составляла всего 668 000 баррелей в сутки. В декабре 2018 года, незадолго до того, как администрация Трампа прекратила импорт нефти из Венесуэлы, чтобы надавить на режим Мадуро, США импортировали из Венесуэлы около 200 000 баррелей сырой нефти в сутки.
Теперь США нужно понять, чем заменить те 245 000 баррелей сырой нефти, что ежесуточно завозились из России, если они решат прекратить закупки.
Неожиданная встреча в Каракасе вызвала неоднозначную реакцию как сторонников, так и противников режима Мадуро в Венесуэле и США. Вскоре после начала «спецоперации»* на Украине Мадуро выразил поддержку России, а на прошлой неделе, когда Генассамблея ООН подавляющим большинством голосов проголосовала за резолюцию с осуждением действий России, Венесуэла воздержалась.
Однако после субботней встречи с представителями США вице-президент Делси Родригес выступила на национальном телевидении и призвала к началу диалога между Россией и Украиной, что несколько размывает решение правительства поддержать Москву. Сам Мадуро тоже призвал венесуэльцев забыть о политических распрях. «Если мы ратуем за международный диалог, нам следует подавать пример», — сказал Мадуро в выступлении по национальному телевидению.
Мадуро пытается привлечь иностранные инвестиции и убедить администрацию Байдена снять санкции на нефть, которые администрация Трампа наложила в 2019 году в ответ на усиление авторитарного режима в Венесуэле. В январе он назначил своим полномочным представителем Патрисио Риверу, экс-министра экономики Эквадора. Его задача — обратиться к владельцам облигаций с Уолл-стрит за помощью и убедить администрацию Байдена смягчить санкции. И это произошло еще до введения новых санкций против России, которые стали серьезной проблемой для Венесуэлы: страна продавала сырую нефть по всему миру через российскую «Роснефть», при этом выручка шла государственной компании PDVSA (Petróleos de Venezuela, S.A. — государственная компания по добыче нефти и природного газа).
Неудивительно, что республиканцы поспешили раскритиковать переговоры администрации Байдена с Каракасом. Сенатор от штата Флорида Рик Скотт осудил переговоры, назвав их «бессвязным бредом».
«Вашингтону придется решить, с кем он хочет вести дела. Решение очевидно, потому что обвинения против [Мадуро] по сравнению с Путиным с международной точки зрения выглядят незначительными», — говорит Омар Луго, директор венесуэльского онлайн-издания El Estímulo Media.
Из-за требований с обеих сторон радикальный прорыв в дипломатических отношениях в ближайшее время маловероятен. Для Каракаса переговоры — повод потребовать смягчения постепенно ужесточающихся санкций, которые вводятся последние 15 лет, вернуть стране доступ к золоту в Банке Англии ($1,95 млрд) и отменить вознаграждение в размере $15 млн за информацию о якобы причастности Мадуро к торговле наркотиками. В свою очередь, США требуют от Венесуэлы провести свободные демократические выборы, освободить американских заключенных (в том числе шестерых топ-менеджеров Citgo) и гарантировать, что Каракас, который в 1976 году национализировал свою нефтяную промышленность, не будет вмешиваться в дела частных европейских и американских компаний в нефтяном секторе.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.