Российские производители лекарств предупредили о нехватке сырья из-за санкций
Российские фармацевтические компании столкнулись с нехваткой импортного сырья и компонентов, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка.
Санкции ЕС и США не коснулись фарминдустрии напрямую, но по факту европейские контрагенты практически сразу перестали поставлять сырье российским компаниям, пишет газета. «Поставки из Европы выглядят бесперспективно хотя бы потому, что неясно, каким образом производить оплату», — говорит главный исполнительный директор «Озон Хелскеа» Андрей Горшков. Под удар попали стандартные образцы, которые используются для контроля качества препаратов и заказывались по большей части в США и Европе, рассказали изданию два производителя. Структура Минпромторга начала работать над созданием собственного центра стандартных образцов только в пандемию.
За последние десять дней импортные субстанции в России подорожали на 30–35%, в том числе из-за серьезного ослабления курса рубля, пояснил директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. Из-за снижения курса рубля подорожала и доставка сырья, добавил Горшков. Импортные субстанции используются при изготовлении примерно 80–85% российских препаратов, сообщила RNC Pharma. В 2021 году 76,7% ввезенного в Россию сырья пришлись на Индию и Китай, 19,7% — на страны Евросоюза. Всего в страну за прошлый год импортировано 15 800 т фармсубстанций на 195,4 млрд рублей, указывает «Коммерсантъ».
Фармпроизводители готовы заменить поставщиков из Европы на компании из Азии, рассказал гендиректор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев. Однако сейчас поставки из Индии и Китая осложнило изменение условий сотрудничества и косвенное влияние санкций. По словам президента производителя субстанций «Активный компонент» Александра Семенова, контрагенты, которые ранее предоставляли длительные отсрочки, «теперь страхуются и просят оплатить поставку заранее». Он также добавил, что после того, как DHL и FedEx отказались работать в России, с поставками образцов, интермедиатов и реагентов из Китая и Индии возникли проблемы. Кроме того, существуют проблемы и с оплатой поставок. Семенов рассказал о том, как компания несколько дней пыталась разблокировать платеж в долларах, который проводил китайский банк. «В итоге наши контрагенты получили средства только через неделю»,— сообщил он.
Запасов субстанций у фармпроизводителей, по оценке Дмитриева, хватит на шесть месяцев. Такие же сроки назвали и в «Озон Хелскеа». При этом глава компании отметил, что «если на рынке начнут доминировать панические покупки, то этот период может сократиться до трех месяцев». «Активный компонент» также сообщает об увеличенном спросе на субстанции и рассчитывает, что запасов хватит минимум на три месяца.
В конечном итоге рост себестоимости производства отразится на ценах на препараты, но при этом необязательно они вырастут пропорционально ослаблению курса, так как есть и другие статьи расходов, пояснил Беспалов. Дмитриев рассчитывает, что курс стабилизируется примерно спустя полгода, и заверил, что в этот период компании смогут удержать цены. После этого, добавил он, «можно будет реализовать ряд мер по удержанию роста цен, по крайней мере на жизненно важные препараты». Например, он предложил фиксировать курс валюты в конкретных госконтрактах.