Розничные цены на импортный алкоголь выросли на 20% из-за роста курсов валют
Сразу несколько российских ретейлеров, продающих алкоголь, поднимают цены на импортные спиртные напитки. Это заметил корреспондент Forbes и подтвердили сотрудники торговых сетей.
Объявление об изменении цен корреспондент Forbes заметил в магазине «Ароматный мир». «В настоящее время в магазине проводится большая переоценка товара. Во избежание недоразумений просим до момента совершения покупки уточнять цены на интересующий вас товар у продавцов-консультантов», — сказано в объявлении. Сотрудник сети уточнил, что речь идет о повышении цен на весь импортный алкоголь. На сколько процентов повысятся цены, он не сообщил: «Свежие прайс-листы только пришли. Но цены значительно выросли на все зарубежное».
Повышение цен на 20% на всю линейку импортных коньяков, текилы, виски, джинов и прочих крепких алкогольных напитков с 28 февраля подтвердили Forbes двое сотрудников галереи вин «Отдохни» магазинов «Мясновъ». По их словам, стоимость импортного вина пока не менялась, но с 1 марта отменены все традиционные для сети еженедельные акции: «2+1» и «Лучшая цена». Источник Forbes на алкогольном рынке говорит, что сеть на 30% увеличила цену на импортное пиво.
В обеих компаниях уверили, что российских вин, водки и прочих алкогольных напитков подорожание не коснулось.
Сотрудники магазина «Красное & Белое» заявили, что пока цены на продукцию не повышались, но «все может быть, прайс-листы могут меняться ежедневно». Источник Forbes на алкогольном рынке сообщил, что «валового подорожания в «Красном & Белом» пока нет, но на выборочные позиции импортного ассортимента повышение уже состоялось».
Forbes направил официальные запросы в сеть «Ароматный мир», галерею вин «Отдохни» магазинов «Мясновъ», «Красное & Белое».
Повышение цен в небольших специализированных сетях и бутиках объясняется тем, что они напрямую зависят от своих каналов поставок, говорит руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев, в том числе от импортеров. Сейчас в более выигрышной ситуации находятся крупнейшие федеральные торговые сети, которые активно развивают собственный импорт, считает эксперт: «Рынок взболтали ложкой, но у крупных сетей есть значительные товарные запасы или запас ликвидности для их пополнения».
«Мы не повышали цены на импортное вино на фоне текущей ситуации. Кроме того, большая часть продаж вина в «Магните» приходится на российскую продукцию», — говорит представитель «Магнита».
В пресс-службах Х5 («Перекресток» и «Пятерочка») и «Лента» на запросы Forbes не ответили.
Дистрибьюторы повышают цены
28 февраля стало известно, что крупнейшие импортеры и дистрибьюторы алкоголя, Simple и Luding, полностью (и для организаций, и для физических лиц) остановили отгрузки алкоголя в связи с обвалом национальной валюты.
В виноторговой компании Fort сообщили, что отгрузки не останавливали, но отменили все скидки. Действующий прайс пока не менялся, отмена скидок означает, что цена для клиентов будет выше на 30–40%, сказал представитель компании. В собственных магазинах Fort продукция реализуется без скидок.
Представитель Luding Group сообщил Forbes о возобновлении с 1 марта поставок продукции клиентам. Однако цены на импортные вина, а также крепкие, слабоалкогольные и безалкогольные напитки были скорректированы с учетом изменения курса иностранной валюты к рублю. «Отпускные цены повышаются на 10% и более в зависимости от категории продукции (у компании около 5000 SKU — единиц ассортимента. — Forbes), рост цен по разным категориям разный», — говорит представитель компании.
Представитель Simple Group на запрос Forbes не ответил.
«На сегодняшний момент ситуация такова: большинство дистрибьюторов вынужденно повышают цены, от 20% и выше, в связи с ростом курса твердых валют, — говорит Владислав Волков, директор по развитию компании «Винотерра», крупного дистрибьютора премиальных вин. — Дополнительно мы наблюдаем проблемы с логистикой. В некоторых странах водители не хотят ехать в Россию, что рождает дефицит и рост транспортных расходов».
Как отмечает директор «Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя» (ЦИФРРА) Вадим Дробиз, доля импортного вина на российском рынке составляет 50%, в 2021 году в Россию было импортировано 29,4 млн дал вина (это плюс 80% к показателям 2020 года). Доля игристых и шампанских вин — 38%, объем импорта в прошлом году — 7,7 млн дал (плюс 32,4%). Текила, виски, ром, джин, кальвадос, где 60% занимает импорт, — 5,6 млн дал (плюс 10%), доля импортного коньяка — 30%, или 7 млн дал (плюс 57%).
Российский алкоголь тоже подорожает
По словам Волкова, совсем без импортного вина российский рынок существовать не может: отечественная винодельческая продукция занимает меньшую часть рынка. Российские вина тоже подорожают, это вопрос времени, продолжает эксперт: «Винодельческое оборудование, сельскохозяйственная техника, расходные материалы, в том числе пробки, в основном импортного производства — заместить их в короткий срок будет невозможно».
«В российском виноделии сейчас важный вопрос — это комплектующие, — говорит Александр Ставцев. — Валютная составляющая выше всего в этикетках и укупорке. Кроме того, производство корковой пробки имеет четкую привязку к Испании и Португалии. Альтернативой может быть алюминиевая винтовая пробка, популярность которой сейчас растет. В России есть производство такой укупорки. Сейчас у российских виноделов идет сезон бутилирования вина и, очевидно, запас пробки и этикеток имеется. К тому времени, как они закончатся, найдется альтернативный канал».
Подорожает и крепкий российский алкоголь. Российские заводы проиндексировали цены из-за роста стоимости импортных дистиллятов в связи с девальвацией рубля. Калининградский завод «Альянс-1892» (бренд «Старый Кенигсберг») предупредил торговые сети о повышении стоимости напитков на 25–30%, его примеру могут последовать и другие производители коньяков и виски.