Как сеть кинотеатров в США выросла в пандемию благодаря боулингу и выпивке
Когда губернатор штата Техас Грег Эбботт разрешил закрытым из-за COVID-19 кинотеатрам вновь открыться с 25%-ной загрузкой 1 мая 2020 года, не все пошли на это из-за опасений распространения вируса. Кроме того, новых релизов не было, желающих пойти в кино было мало — открываться в такой ситуации не имело смысла. Но Митч Робертс с этим не согласился. К своим 25 годам он уже построил для Evo Entertainment шесть площадок в Техасе с 57 экранами, 38 дорожками для боулинга, комплексным питанием, 200 аркадными играми… и солидным долгом в $42 млн. Когда он узнал о закрытии кинотеатров, его первой реакцией был страх. «Но почти сразу после этого я сказал: «Давайте готовиться к открытию», — вспоминает Робертс.
Митч Робертс стал показывать редким зрителям в зале культовые классические фильмы, такие как «Бриолин» и «Балбесы», и сдавал пустующие залы в аренду геймерам, которым хотелось поиграть в Fortnite на 20-метровом экране. Он импровизировал в поисках новых источников дохода: выкрасил фасады двух кинотеатров в белый цвет и превратил их в автокинотеатры, превратил 4 га коровьего пастбища в поля для игры в пейнтбол, упаковывал для самовывоза и доставки четырехлитровые бутыли с «Маргаритой» и комплекты закусок для домашнего просмотра фильмов. Пока большинство конкурентов не работали, Робертс пиарил свои кинотеатры на летнем автомобильном кинофестивале и предлагал на Хеллоуин молочные коктейли с алкоголем и без. «[Другие] решили «задраить люки», — говорит он. — Мы же напоминали людям, что здесь есть место для них».
Несмотря на это, выручка Evo упала на 60% и составила в 2020 году всего $20 млн. Робертс остался на плаву только благодаря смягчению условий со стороны банка и выплате федерального правительства в размере $21 млн из специального фонда для закрывшихся из-за пандемии развлекательных заведений. «Это настоящее чудо», — говорит он.
С того момента, как Робертс начал искать новые способы заработка, и до первого смягчения пандемийных ограничений в Техасе Evo Entertainment постепенно возвращалась к прежним показателям, причем намного быстрее своих конкурентов в киноиндустрии. В 2021 году продажи были всего на 15% ниже, чем в 2019-м, а ко II кварталу бизнес вновь стал прибыльным. Робертс владеет 60% Evo, остальные доли принадлежат двум его сестрам.
За время пандемии несколько сетей закрылись навсегда. Другие, такие как Alamo Drafthouse из Остина, которая четверть века назад первой начала предлагать зрителям алкоголь, обанкротились. Однако Робертс начал расширяться, скупив в Техасе четыре заброшенных кинотеатра, в том числе Southlake Town Square в Далласе, который он превращает теперь во флагманское заведение с семью ресторанами, креслами с подогревом, лазертагом, автодромом, мини-гольфом и крытым веревочным парком.
Чтобы оплатить счет в $30 млн за ремонт этих четырех объектов и профинансировать дальнейший рост, не увеличивая свой долг перед банком в $40 млн, Робертс обратился к Брайану Шеффилду, 43-летнему обладателю стомиллионного состояния. «Сначала я решил, что он сошел с ума», — признается Шеффилд, нефтяник в третьем поколении. Но после многомесячных переговоров пришел к выводу, что Робертс понял нечто важное: «бизнес для толпы» переживет не только коронавирус, но и стриминг, и дешевые 65-дюймовые телевизоры. «Мы живем в экономике впечатлений. Люди жаждут впечатлений. Они хотят собираться вместе», — заявляет Робертс, который в этом году вошел в рейтинг Forbes «30 до 30».
По условиям сделки семейный офис Шеффилда согласился потратить до $125 млн на восстановление и покупку новых объектов. Evo получает комиссию за управление в размере примерно 2,5% от выручки с объектов, которые финансирует Шеффилд, а если компании удастся достичь определенных показателей прибыли, то и акционерный капитал.
Пожалуй, неудивительно, что Шеффилд и Робертс поладили. Оба начали работать в семейном бизнесе. В 2008 году Шеффилд основал Parsley Energy, взяв под управление 109 старых нефтяных скважин своего деда и получив права на бурение. В прошлом году Parsley приобрела нефтегазовая компания Pioneer Natural Resources, которой руководит отец Шеффилда, за $4,5 млрд в форме акций. Робертс, в свою очередь, родом из семьи, где четыре поколения владели кинотеатрами. Его дед по материнской линии, Ли Рой Митчелл, основал Cinemark и в 85 лет остается председателем компании с долей 9% (сейчас она оценивается в $150 млн) в сети, которая включает в себя 524 кинотеатра и 5897 экранов.
В детстве Робертс подметал полы и наполнял банки с солеными закусками в кинотеатре, принадлежавшем его родителям. Поэтому он возненавидел соленые закуски и захотел открыть собственное дело. В 13 лет, когда дедушка Ли Рой подарил ему на Рождество дорогую аркадную стрелялку Big Buck Hunter Pro, он перенес игру (с согласия деда) в кинотеатр родителей и делил с ними выручку 50/50. На свою долю он покупал новые игры.
В 17 лет Робертс решил вывести развлекательные комплексы вроде Dave & Buster’s на новый уровень. Во время поездки на рыбалку он попросил у дедушки Ли Роя финансовой поддержки. Тот ему отказал, но согласился помочь доработать 50-страничный бизнес-план. Связи и советы дедушки открывали перед Робертсом двери. Тем не менее ему отказали восемь банков и семейных офисов, прежде чем Capital One согласился одолжить подростку $15 млн, чтобы он купил 4 га в техасском Кайле, в 35 км к югу от Остина, и построил там первый комплекс.
Получив финансирование, в 2014 году Робертс ушел с первого курса Университета Техаса и построил объект площадью 6500 кв. м, в котором разместились 11 экранов, 14 дорожек для боулинга, зал видеоигр и полноценная кухня, где готовили бургеры, пиццу и даже лосось с соусом терияки. Он быстро потратил $15 млн «до последнего цента» и вскоре заменил кресла в кинозалах на откидные сиденья с подносами стоимостью $600.
Эта роскошь была обоснованной. Точно так же, как традиционные кинотеатры выходят в ноль на кассовых сборах, но зарабатывают на продаже попкорна и газировки, Evo заманивает клиентов фильмами и продает им высокомаржинальные товары. Робертс отдает киностудиям более 55% от продаж билетов, но оставляет себе почти всю выручку от боулинга, игр, попкорна, пива и коктейлей, где валовая прибыль может достигать 90%. Чтобы компенсировать свою неопытность, Робертс нанял в команду Evo опытных менеджеров кинотеатров и ресторанов, следуя совету дедушки: «Если ты самый умный человек в комнате, ты находишься не в той комнате». В 2020 году он переманил давнего операционного директора Alamo Drafthouse.
Робертс выбрал удачный момент. Такие хиты, как «Парк Юрского периода», «Звездные войны: Последние джедаи» и «Черная пантера» позволили американским кинотеатрам собирать более $11 млрд ежегодно с 2015 по 2019 год. Робертс расширился и занял у Capital One еще $25 млн на строительство кинотеатра с 10 экранами в Шертце, в 35 километрах от Сан-Антонио. Он открылся в 2019 году. В том же году «Мстители: Финал» стал вторым по величине кассовых сборов фильмом в истории и обеспечил Evo выходные с самой высокой выручкой за все время существования. В общей сложности в 2019 году Evo Entertainment заработала $50 млн на 2,5 млн гостей — в среднем $20 с человека. Лучшие объекты приносили более $25 с человека и обеспечивали операционную маржинальность 20%, что выше средних показателей отрасли.
А потом началась пандемия коронавируса. В 2020 году внутренние сборы обрушились до $2,1 млрд, а в 2021-м — до $4,5 млрд. В декабре подход Робертса с масштабными мероприятиями оправдался, когда Evo продала 62 000 билетов на премьерные показы «Человек-паук: Нет пути домой» — даже больше, чем на «Мстителей» в 2019 году. В Техасе, несмотря на стремительное распространение «омикрона», от зрителей не требовали QR-коды, не измеряли температуру и не вводили ограничения по вместимости.
В канун Рождества Робертс и Шеффилд закрыли первую крупную сделку: Шеффилд заплатил примерно $70 млн за сеть Showbiz из девяти кинотеатров в пригородах, которую дядя Робертса по материнской линии строил с 2015 года. «Нам нравятся процветающие пригороды… Мне нравится смотреть, как строится средняя школа», — говорит Робертс. Партнеры ищут объекты по всей стране, хотя начинали с Техаса, Флориды и Колорадо, поскольку там самые мягкие ограничения по ковиду.
«Никто не покупает кинотеатры и концертные площадки. Но они никуда не денутся, — говорит Шеффилд. — Когда ограничения снимут, отложенный спрос окажется внушительным».
Имея 16 точек, 148 экранов и 108 дорожек для боулинга, Робертс рассчитывает, что в этом году продажи превысят $125 млн. И он продолжает дорабатывать свою бизнес-модель эпохи пандемии. «Мы экспериментируем с капсулами», — говорит он. Это место для двоих, которое обеспечивает социальную дистанцию и приватность, будь то защита от коронавируса или другие преимущества.
Перевод Натальи Балабанцевой