К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Литва остановила транзит белорусского калия: станет ли Россия главным каналом сбыта

Фото Валерия Шарифулина / ТАСС
Фото Валерия Шарифулина / ТАСС
С 1 февраля Литва закрывает главный канал экспорта белорусского хлористого калия. Литве это решение едва не стоило правительственного кризиса, Белоруссия грозит миллиардными штрафами. Один из альтернативных маршрутов — поставка калия через Россию. Как изменится калийный рынок?

Правительство Литвы приняло решение объявить с 1 февраля недействительным соглашение между белорусским производителем «Беларуськалий» и государственным предприятием «Литовские железные дороги» (ЛЖД) о транзите удобрений через порт Клайпеда. 

В пятницу, 28 января, президент Белоруссии Александр Лукашенко, выступая с посланием к белорусскому народу и парламенту, заявил, что страна может закрыть Литве транзит грузов через свою территорию и использовать территорию России для экспорта своей продукции. Сделать это будет непросто. 

В понедельник, 31 января, транзит должен прекратиться. Последний состав с калийными удобрениями должен въехать в Литву около 19:00-20:00 по местному времени (20:00-21:00 мск), чтобы добраться до Клайпедского порта до полуночи, сообщил представитель ЛЖД Мантас Дубаускас.

 

Литва между молотом и наковальней

Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США объявило в августе санкции против «Беларуськалия», которые вступили в силу 8 декабря. Согласно им, субъектам США запрещено сотрудничать с «Беларуськалием». Перевозки через Литву тогда не остановились. Руководство ЛЖД оправдывало это тем, что «Беларуськалий» в ноябре авансом оплатил перевозки за следующие три месяца, а трейдер «Беларуськалия» — «Белорусская калийная компания» (БКК), осуществлявшая перевозки, — формально под американские санкции не попадала.

Когда транзит белорусских удобрений не прекратился, министры иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис и министр транспорта Марюс Скуодис подали в отставку, которая принята не была. В отставку был отправлен глава ЛЖД Мантас Бартушка. Транзит все же остановлен не был.

 

Ландсбергис сказал, что Литва оказалась «между молотом и наковальней», поскольку у правительства нет готового решения, как остановить белорусский экспорт и избежать штрафов, которые, по его словам, могли измеряться суммой до полумиллиарда долларов. Для Литвы, ВВП которой в 2020 году составил $55,9 млрд, это значительная сумма.

OFAC 2 декабря ввел новые санкции уже против БКК, предписав субъектам США прекратить все связи с ней до 1 апреля.

Премьер-министр Ингрида Шимоните сообщила, что Литва обращалась в Европейский союз с тем, чтобы ЕС поддержал американские санкции — тогда бы Литва как член Евросоюза могла избежать штрафов. Пока ЕС пока такого решения не принял. Правительство Литвы все же решило аннулировать соглашение ЛЖД с «Беларуськалием» с 1 февраля.

 

«Беларуськалий» и БКК не ответили на запрос Forbes o возможных действиях в ответ на решение литовского правительства.

Куда деваться

«Беларуськалий» производит каждую пятую тонну калийных удобрений на земном шаре. Его продукция поставляется более чем в 130 стран мира. Крупнейшими потребителями являются Бразилия, Китай и Индия. Около 5% продукции поступает в США и около 3% — в Норвегию, где ее потребитель — компания Yara — заявила о сворачивании закупок к 1 апреля. Всего через Литву вывозилось примерно 11 млн т хлористого калия в год, то есть больше 90% всего, что производит «Беларуськалий».  

Какие есть обходные пути? В Литве опасаются, что белорусские удобрения могут экспортироваться через соседние Латвию или Эстонию, но эксперты так не считают.

«Вряд ли Эстония или Латвия примут на себя транзит белорусских удобрений после вступления в силу санкций США в отношении «Белорусской калийной компании», — считает аналитик ИК«Финам» Алексей Калачев. 

«Беларуськалий» не сможет перенаправить свои экспортные потоки через Латвию и Эстонию, так как их правительства не рискнут ссориться с властями США. Да и возможности тамошних железных дорог и портов не сравнятся с Литвой», —  соглашается Алексей Резванов, главный редактор отраслевого портала Fertilizer Daily.

 

По словам Калачева, Россия может попытаться оказать помощь на государственном уровне. «Поскольку отношения с Западом уже трудно испортить, а с Белоруссией существуют союзнические отношения в рамках союзного государства и в рамках Евразийского экономического союза», — рассуждает он. 

Путь через Россию 

«Беларуськалий» является конкурентом российским компаниям «Уралкалий» и «Еврохим». «Уралкалий» пока не объявлял свои производственные показатели за весь 2021 год. В 2020 году он произвел 11,3 млн т хлористого калия, за первое полугодие 2021-го — 6,2 млн т. «Еврохим» произвел 2,2 млн т хлористого калия в 2020 году и намерен нарастить объемы производства до 4 млн т в течение ближайших нескольких лет.

Представитель «Еврохима» сообщил Forbes, что вопрос транзита «Беларуськалия» не задевает компанию, поскольку объемы ее производства не слишком велики. «Уралкалий» и контролирующий его «Уралхим» отказались от комментариев.

Принять какой-то объем белорусского экспорта мог бы Балтийский балкерный терминал, принадлежащий «Уралкалию», но вряд ли весь. В других портах тоже нет простаивающих мощностей или недозагруженных терминалов, указывает Калачев.

 

«Перевалить весь объем хлористого калия, производимого «Беларуськалием», через морские порты России можно только при условии их бесперебойной работы, отсутствия каких-либо проблем с транспортировкой по железным дорогам и снижения экспорта других видов грузов, — сказал Forbes независимый эксперт Леонид Хазанов. — Подобное вряд ли возможно». 

«Портовых мощностей не будет достаточно, чтобы обеспечить перевалку большей части объемов. Мы также ожидаем, что интересы российских производителей останутся приоритетными», — сказала Forbes вице-президент, старший аналитик агентства Moody’s Екатерина Липатова.

Падение белорусского экспорта поднимет цены

Кто заменит «выпавший» объем удобрений? «Заместить белорусский калий российским в полном объеме не получится, для этого российским компаниям пришлось бы увеличить добычу более чем в полтора раза, но это невозможно сделать быстро, — говорит Калачев из «Финама». — Сокращение белорусского экспорта калийных удобрений приведет к росту цен».  

«Если «Беларуськалий» оперативно не найдет эффективное решение, думаю, цены могут вырасти, учитывая существенность выбывающих объемов, — комментирует Липатова из Moody’s. — При этом цены на калий уже на историческом пике, и их значительный дальнейший рост может заставить фермеров начать отказываться от приобретения калия в этом сезоне». 

 

Сейчас на мировом рынке хлористого калия наблюдается определенная нервозность, проявившаяся в скачках розничных цен до $815-820 за тонну. В сентябре 2021 года цены находились в диапазоне $570-580 за тонну. 

«Пока розничные цены на хлористый калий находятся у отметки $807, но не удивлюсь, если в ближайшие две-три недели они станут расти, так как «Литовские железные дороги» упорно отказываются перевозить продукцию «Беларуськалия», а другого логистического оператора он пока не нашел», — говорит Хазанов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+