К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как французский заводчик уток помогает бороться с «омикроном»

Производство вакцин в лаборатории Valneva (Фото Valneva)
Производство вакцин в лаборатории Valneva (Фото Valneva)
Французская компания Valneva более 50 лет разводит уток и производит искусственное мясо и протеин из насекомых, а сейчас занимается разработкой вакцины против «омикрона». Компания уже договорилась с Евросоюзом о поставке 60 млн доз вакцины на $1 млрд. Как заводчик уток стал производителем вакцины для людей?

В соревновании за звание героя, который победит новый штамм «омикрон», появился новый претендент — небольшая французская компания, которая ранее разводила птиц, выращивала мясо в лаборатории и разрабатывала протеин из насекомых.

Valneva, публичная дочерняя фирма семейной компании Groupe Grimaud, добилась успеха в предварительных испытаниях и продала Европейской комиссии вакцины на сумму около $1 млрд. Вакцина борется с «омикроном» с помощью инактивированного вируса — это более традиционный подход по сравнению с тем, что предлагают Moderna и Pfizer. Эксперты надеются, что это может убедить противников вакцинации, которые не верят в новые технологии, сделать прививку и лучше защитить мир от более заразного штамма.

«Предполагается, что она будет эффективна против «омикрона», — говорит Наор Бар-Зеев, заместитель директора Международного центра доступа к вакцинам в Школе общественного здравоохранения Блумберга Университета Джонса Хопкинса. — Но насколько эффективна — пока неизвестно».

 

«Омикрон» начал распространяться в 2021 году, когда в мире стали смягчать коронавирусные ограничения после более чем года карантинов из-за пандемии, унесшей жизни более 5,6 млн человек во всем мире, из них 868 000 человек — в США (в России — более 329 000). «Омикрон» менее смертоносный, чем предыдущие штаммы вируса, но более летучий, что означает, что он будет способствовать перегрузке медицинских работников. На прошлой неделе в США было зарегистрировано более 700 000 случаев COVID-19, на этой — госпитализировано рекордное количество американцев, при этом среднее количество смертей в день в настоящее время превышает пиковые уровни дельта-волны. Прививка, более успешно защищающая от штамма «омикрон», потенциально может ускорить возвращение к нормальной жизни после двух пандемийных лет.

Однако в истории Valneva есть и неприятные моменты. В сентябре правительство Британии расторгло контракт с компанией, заявив, что та нарушила обязательства по поставке вакцины от COVID-19. Компания отрицает обвинения. Кроме того, предварительные результаты Valneva показала на основе лабораторных испытаний, а не клинических, которые Pfizer уже начала. Другие вакцины, при изготовлении которых используется та же технология, что и вакцины Valneva, оказались менее эффективными в борьбе с «омикроном» в реальных условиях. 

 

Как бы то ни было, у компании есть контракты на поставку 60 млн доз Европейской комиссии и 1 млн Бахрейну, если вакцина будет одобрена. Ожидается, что поставки начнутся в ближайшие несколько месяцев. Jefferies Group, нью-йоркский инвестиционный банк и поставщик финансовых услуг, оценивает сделку с Еврокомиссией примерно в $1 млрд. Акции Valneva, представленные на Euronext, за год выросли на 11%. Valneva запросила одобрение регуляторов для вакцины против COVID-19 и рассчитывает получить его в этом году. Groupe Grimaud не ответила на многочисленные просьбы дать комментарии.

Groupe Grimaud, расположенную в долине Луары во Франции, примерно в 400 км от Парижа, возглавляет генеральный директор Фредерик Гримо. По оценкам Forbes, доля семейства Гримо в одноименной компании стоит не менее $500 млн. Groupe Grimaud принадлежит 13% доли в Valneva стоимостью около $230 млн, а Valneva заявляет о годовом доходе более чем в $365 млн. Три четверти ее продаж и роялти поступают из-за пределов Франции.

Фредерик Гримо (Фото Valneva)

До исследований в области коронавируса Valneva специализировалась преимущественно на вакцинах для туристов. Компания продает оральную вакцину против холеры и разрабатывает еще одну от передаваемого комарами вируса чикунгунья, который зафиксирован в 100 странах. Valneva также работает над вакциной против болезни Лайма (клещевого боррелиоза).

 

Многие годы основным направлением деятельности Groupe Grimaud было разведение домашнего скота и птицы. Компанию основали в 1966 году два брата и их жены, которые занимались разведением уток и расширили бизнес за счет усовершенствования генетики животных, которые дают нишевые виды мяса, таких как утки, кролики, цесарки и голуби.

Как заводчик уток стал производителем вакцины для людей? Отрасли не так далеки друг от друга, как могло бы показаться. Во всем мире одни и те же регулирующие органы занимаются и пищевыми продуктами, и лекарствами, часто в рамках одной организации, потому что все это — продукты для продажи. Чтобы преуспеть в обоих бизнесах, требуется управлять электронными таблицами, постоянно тестировать продукты, анализировать результаты и отвечать на вопросы о здоровье и безопасности. Оба этих направления строго регламентированы. 

В 1970 году французское правительство признало бренд Grimaud Freres национальным стандартом в разведении уток. В 2005-м компания приобрела Hubbard, крупнейшую американскую фирму в области генетики птицеводства, которая продавала птиц редких пород. «Мой приоритет — органический рост и поглощения, — рассказал Фредерик Гримо изданию Poultry World в 2012 году. — Я всегда мечтал стать крупным акционером компании, которая разводит кур».

Hubbard увеличилась втрое под управлением Groupe Grimaud. В 2018 году семья продала Hubbard немецкой EW Group, что имело серьезные последствия для консолидации птицеводческой отрасли. EW Group принадлежит миллиардеру Эриху Весйохану и его семье, чье состояние оценивается в $6,8 млрд. Покупка Hubbard позволило EW Group, а также другому крупному коммерческому производителю бройлерных цыплят — Aviagen — получить контроль над 70% мирового рынка.

«Это был удар по малым игрокам индустрии», — говорит Мэтт Вадьяк, сооснователь Blue Apron, чья нынешняя компания, Cooks Venture, разрабатывает собственную породу медленно растущих кур.

 

Groupe Grimaud начала производить ветеринарные вакцины в 2000 году преимущественно для того, чтобы бороться с распространением устойчивости к антибиотикам, которые слишком часто использовали в разведении скота и птицы.

Продав Hubbard, Groupe Grimaud переключилась на дорогостоящие экспериментальные исследования в области выращивания мяса из животных клеток в лаборатории. Лабораторное мясо кажется странным занятием для производителя вакцин и заводчика уток, однако для производства такого мяса, как и для производства вакцин, нужны биореакторы. Более того, многие стартапы, разрабатывающие искусственное мясо, испытывают проблемы с поиском биореакторов — отчасти потому, что на них так высок спрос среди производителей вакцин. Это дает Groupe Grimaud преимущество. Бренд ее выращенного в лаборатории мяса называется Vital Meat. 

Groupe Grimaud инвестировала также в изучение генетики экологических источников белка, таких как черная львинка (муха, которая, как считается, может спасти человечество от голода, так как ее личинки содержат большое количество легкоусвояемых протеинов и жиров. — Forbes). Как написал Фредерик Гримо: «Мы верим, что существует тесная связь между людьми, животными и планетой с точки зрения их здоровья, благополучия и окружающей среды. Люди не могут жить гармонично без позитивных отношений с миром вокруг них. Наша компания развивает идею открытой бизнес-модели, которая уважала бы жизнь и нашу планету, на которой экономика работает на благо людей».

Wall Street Journal 25 января сообщила, что Pfizer и BioNTech начали клинические испытания вакцины против «омикрона» и планируют выпустить до конца года 4 млн доз. В январе главы обеих компаний заявили, что ожидают получить одобрение для своих вакцин в марте, если данные окажутся удовлетворительными. В декабре Moderna говорила о похожих сроках.

 

Всегда существует вероятность того, что прививки, включая вакцину Valneva, не сработают или что «омикрон» канет в Лету до того, как они будут готовы. Однако на основе «омикрона» могут возникнуть новые мутации, а значит, вакцины против существующего штамма — это ценное дополнение к арсеналу средств против COVID-19. 

Преимущество вакцин от Valneva в том, что они не нуждаются в глубокой заморозке для хранения во время транспортировки. И, похоже, они могут оказаться дешевле вакцины, которую тестирует Pfizer.

У Valneva «есть хорошие шансы создать дифференцированную вакцину, — говорит Мори Рэйкрофт, биотех-аналитик Jefferies Group. — Возможно, наличие такого альтернативного варианта, который больше похож на привычную старую вакцину, убедит вакцинироваться тех, кто этого еще не сделал».

Перевод Натальи Балабанцевой

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+