К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Почему сеть дискаунтеров «Светофора» в Великобритании столкнулась с проблемами

Фото DPA/ТАСС
Фото DPA/ТАСС
Полгода назад сеть Mere, принадлежащая владельцам жестких дискаунтеров «Светофор» братьям Шнайдерам, открыла первый магазин в Великобритании. До конца 2021 года компания должна была запустить в стране еще три магазина, но сделать этого не удалось. Местная пресса рассказывает о нехватке товаров первой необходимости и пустующих полках в первом британском Mere, которые не удалось заполнить и к середине января. Почему планы пока так и остались планами — в материале Forbes

«В период рождественских продаж российскому дискаунтеру не хватало основных продуктов питания — сыра, молока и хлеба» — так описывала британская The Grocer происходящее в первом британском магазине основателей «Светофора» Сергея и Андрея Шнайдеров. — Уровень запасов предметов первой необходимости был низким или отсутствовал в середине декабря и не пополнялся в новом году». Магазин открылся в августе 2021 года в городе Престоне. До конца года сеть должна была запустить еще три — в Калдикоте, Каслфорде и Молде. 

«Кто? Что? Какая русская сеть?»

Идея создания Mere, западного аналога сети «Светофор», которую больше 10 лет назад основали братья-предприниматели из Красноярска, появилась в 2017 году, когда Шнайдеры открыли дискаунтеры «Светофор» в Казахстане и Белоруссии (сейчас в сети 3000 магазинов под брендом «Светофор» ). На одном из сайтов ретейлера указано, что после этого началась подготовка к открытию магазинов за границей под вывеской Mere (в переводе с англ. «простой, чистый, обыкновенный»). Сейчас в Германии, Польше, Испании, Великобритании, Румынии, Украине, Чехии, Греции и странах Прибалтики работает более 50 магазинов низких цен Mere.

Первый магазин новой сети открылся в Румынии в коммуне Снагов, расположенной в 40 км от Бухареста. «На тот момент параллельно шел запуск бизнеса сразу в нескольких странах Европы. Так получилось, что первый магазин открыл я в Румынии осенью 2018-го», — рассказывает управляющий бизнесом Mere в Великобритании Александр Чкалов, работающий в ГК «Светофор» с 2015 года. 

 

Сотрудник румынского Mere Даниэль Василе рассказывал изданию economica.net, что «все шло очень тяжело: были проблемы с согласованием, оборудованием». Чкалов подтверждает, что новому игроку оказалось непросто зарекомендовать себя на чужом рынке: «Были вопросы: «Кто? Что? Какая русская сеть? Насколько вам можно доверять?» 

«Я запускаю бизнес, делаю его более-менее стабильным: это не просто открыть магазин, а выстроить структуру поставок товара, нанять команду, наладить систему управления магазинами, потом я передаю проект другим управленцам, — перечисляет менеджер этапы создания сети за границей. — Международное развитие — живой процесс, в котором принимают участие большинство топ-менеджеров сети». 

 

По его словам, в Великобритании работать было немного проще, чем в Румынии, ведь Mere уже был на слуху. Конъюнктура тоже была удачная. «Многие британские собственники недвижимости остались без своих арендаторов, так как в связи с пандемией сети типа Aldi и Marks & Spencer сокращали площади, десятками закрывая магазины. Мы воспользовались этой ситуацией и добились тех помещений и на тех условиях, которые нам были нужны», — объясняет Чкалов.

Формат Mere во многом схож с форматом «Светофоров». Площадь магазина — от 800 до 1200 кв. м, расположение — на первом этаже нежилого здания на окраине среднего или малого города, где проживают люди «с низким финансовым потенциалом». Обязательно наличие парковки на 30-40 машино-мест и удаленность от учебных заведений и церквей, чтобы соответствовать требованию лицензии на торговлю алкоголем. Минимальная наценка позволяет держать цены в дискаунтерах на 20-30% ниже среднерыночных. Средняя численность персонала магазина — около 11 человек. Инвестиции в одну торговую точку составляют около €1 млн, как признается Чкалов, магазин начинает приносить прибыль через год после запуска.

«Условия у нас не совсем привычные для европейцев, но мы от своих принципов не отступаем», — говорит менеджер. По его словам, на Западе привыкли заключать сделки при участии структур, взаимодействие с которыми несет дополнительные расходы: различные агенты, страховые компании и т. д. В Mere решение этих вопросов берут на себя. «Мы сами эксперты и профессионалы, в частности, в вопросах оценки недвижимости и условий ее использования. А вот наши европейские партнеры без поддержки работать не могут. Мы не готовы работать на их условиях, мы готовы научить работать на наших. Кроме того, мы видим интерес партнеров быть причастными к такому бизнес-событию в ретейле, как Mere», — добавляет Чкалов.

 

Почему опустели полки магазина в Престоне? «Группа социально значимых продуктов, таких как молоко и хлеб, никогда не являлась приоритетной ни для «Светофора», ни для Mere. Как правило, она в принципе у нас отсутствует, — объясняет Чкалов. — Мы никогда не торговали свежим хлебом, а молочная продукция появляется в магазине по ситуации — если находим поставщика и товар по подходящеей цене». Со слов менеджера, полки магазина выглядят пустыми лишь на контрасте с обычными супермаркетами, которые «старались набить» магазины товаром как можно больше, чтобы выполнить план рождественских продаж.

Одни на острове

В 2021 году в некоторых регионах и городах Великобритании возникала нехватка товаров, полки опустели даже в больших национальных сетях типа Sainsbury. В основном это связано с выходом Великобритании из Евросоюза. Из-за этого произошел отток рабочих (сотрудников складов и водителей грузовиков, многим из которых нужно было выехать из страны для переоформления визы), что привело к перебоям в логистике и  дистрибуции. Товары на острове были, но физически было трудно их доставить в распределительные центры торговых сетей и в сами магазины. Кроме того, вступление новых правил ввоза товаров в страну увеличило нагрузку на таможенные пункты, таможенное оформление импорта из-за этого увеличилось с одного-двух дней до семи-восьми. 

В IV квартале вся отрасль переживала кризис цепочки поставок, что особенно влияло на бизнес новых игроков, таких как Mere, считает сооснователь лондонского сервиса экспресс-доставки продуктов Jiffy Владимир Холязников. «У поставщиков существует параметр — service level, который показывает долю доставленного товара от 100% заказанного объема. Так, по некоторым крупным производителям, например, InBev и Unilever, в прошлом году показатель падал до нетипичных 70%. А когда поставщики не могут справится с текущими объемами, то и новых контрагентов не берут», — объясняет Холязников. По его словам, в октябре-декабре service level многих крупных поставщиков вырос до 80-85%, и сейчас ситуация восстанавливается.

Пандемия также оказала влияние на отрасль, говорит Холязников. По правилам должны изолироваться не только заболевшие коронавирусом, но и контактировавшие с ними (специальное приложение Track & Trace отслеживает подобные случаи). «Если водитель грузовика, например, привез товар в супермаркет и после выяснилось, что в этот день и в эту смену кто-то заболел COVID-19, то на 10-дневный карантин отправляется вся смена», — рассказывает Владимир Холязников.

Чкалов из Mere не отрицает, что сложности есть, но делает оговорку: «Я предпочитаю называть это не проблемами, а задачами. Перед нами сейчас стоят две: количественно и качественно улучшить товарное предложение и открыть еще несколько новых магазинов, как мы и планировали». Компания собирается запустить в Великобритании до 300 магазинов.

 

«Великобритания является одним из самых крупных и конкурентных ретейл-рынков в мире. И для Mere основной челлендж — высокая конкуренция в сегменте жестких дискаунтеров, — рассуждает Холязников. —  Интересно, в чем будет инновационность их модели, ведь более продвинутые немецкие Aldi и Lidl имеют многомиллиардные обороты и заметно теснят национальных британских ретейлеров».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+