К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Число арендованных рабочих мест в коворкингах Москвы выросло за год до 100 000

Фото Александра Зеликова / ТАСС
Фото Александра Зеликова / ТАСС
За год количество рабочих мест в гибких офисах выросло вдвое, ставка аренды опустилась на 4%, отмечают аналитики консалтинговой компании OF.ru. Чем обусловлен рост популярности коворкингов и как долго продлится этот тренд?

Консалтинговая компания OF.ru провела исследование рынка коворкингов (есть у Forbes). По ее данным, в московских коворкингах в общей сложности арендовано 99 266 рабочих мест, или 79%, вакантными остаются порядка 21%. В исследовании учитывались операторы, в управлении которых находится не менее 500 м2 офисных площадей. С прошлого года число таких компаний сократилось с 46 до 41, однако общая площадь коворкингов под их управлением увеличилась на 10,6% до 452 718 м2. Всего количество рабочих мест в коворкингах за год удвоилось и сейчас составляет 126 126.

По словам коммерческого директора консалтинговой компании OF.ru Михаила Шнейдермана, основными потребителями коворкингов остаются IT-компании: «Яндекс», Ozon, «СберМаркет», Alibaba совершили ряд крупных сделок в этом сегменте.  Однако наряду с компаниями из технологической сферы отмечается существенный интерес со стороны государственных организаций.

«Интерес обусловлен тем, что государственные организации стремятся к ускорению и упрощению процесса принятия решений и зачастую им легче арендовать коворкинг по системе «все включено», чтобы лишний раз не проводить тендеры на поставку отдельных составляющих», — поясняет Шнейдерман.

 

Лидерами рынка по количеству площадей стали операторы «Ключ» Николая Каторжнова (66 648 м2, на 6417 рабочих мест), Space 1, принадлежащая O1 Properties (45 313 м2, на 6368 рабочих мест) и Codevelopment (четверо владельцев во главе с Гургеном Шекояном, 36 950 м2 на 6680 рабочих мест). 

Процент заполняемости у «Ключа» составляет 22%, у Space 1 — 62%, а у Codevelopment — 55%. Стопроцентная заполняемость у семи из 41 компании, попавших в исследование, у 10 она менее 50%, а у трех операторов (Flexity, «Практик» и Custos Loft) равна нулю.

 

Высокий уровень вакансий у ряда операторов Шнейдерман объясняет тем, что на указанные площадки еще только предстоит найти арендатора, в то время как офис уже учитывается в исследовании под брендом оператора. Как правило, у оператора коворкинга есть три месяца, чтобы найти арендатора, согласовать планировочные решения и выйти на подписание договора, поясняет он.

Средняя ставка аренды рабочего места, по данным аналитиков OF.ru, за год сократилась на 4,3% и составила 22 972 рубля в месяц. 

«По нашим оценкам, в течение ближайших трех лет нас ждет резкий рост формата сервисных офисов, управляемых как внешними операторами, так и внутренними силами корпораций. К 2025 году как минимум 30% офисных сотрудников уже не вернутся на фиксированные рабочие места, площади, занимаемые ими, трансформируются в открытые для посещения пространства и переговорные или вовсе будут сокращены», — прогнозирует Шнейдерман.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+