Нефть растет на газе
В начале 2021 года нефть марки Brent стоила чуть больше $50 за баррель, к концу декабря цена подскочила до $79. Спрос на нефть растет, поскольку в условиях резкого взлета цен на газ и сбоев в работе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) некоторые потребители переходят на альтернативные виды топлива, включая нефтепродукты, говорят аналитики.
На протяжении последних лет рынок активно следил за так называемым clean dark spread — разницей в цене газовой и угольной электрогенерации в Европе, говорит cтарший аналитик Альфа-Банка Никита Блохин. Колебания этого показателя фактически определяли на протяжении последних пяти лет динамику спроса на газ в ущерб углю. Ситуация обострилась, когда цены на газ закрепились выше уровня $1500 за 1000 м3, что стало по-настоящему беспрецедентным явлением для энергетического рынка.
«Сейчас ситуация в Европе по-настоящему уникальная, поскольку лавинообразный рост газовых цен вызван в первую очередь дефицитом предложения на рынке. В этих условиях для европейской генерации остро встал вопрос поиска альтернативных источников энергии», — считает Блохин.
По его словам, главной альтернативой стал энергетический уголь, дополнительные мощности по производству которого позволили остудить ажиотаж на рынке. Но поддержку рынку также оказал возросший спрос на нефтепродукты, позволяющие заместить газовую генерацию. Первой на рост цен отреагировала Азия, отказавшись от покупки дорогостоящего газа в пользу нефтепродуктов. Ее примеру последовала Европа, переведя ряд генерирующих мощностей на дизельное топливо. Это позволило сформировать дополнительный потенциал спроса на нефть в размере, по разным оценкам, от 500 000 до 1,5 млн баррелей в сутки (сейчас мир ежедневно потребляет около 100 млн баррелей в сутки).
Что будет с ценами на нефть
Аналитик ИК «Финам» Александр Потавин полагает, что в будущем году для нефтяных цен существует несколько факторов риска. Во-первых, крупнейшие финансовые регуляторы — ФРС, ЕЦБ и Банк Англии — на недавних заседаниях заняли жесткую позицию в монетарной политике, сделав упор на замедлении инфляции. Ужесточение кредитно-денежной политики заденет в том числе и нефть.
Во-вторых, распространение коронавируса приводит к все новым ограничительным мерам в разных странах, а значит, полноценное восстановление глобального спроса на энергоносители постоянно отодвигается. Плюс к этому, объемы производства нефти в США также постепенно растут, говорит эксперт.
Есть факторы, которые могут заставить цену на нефть двигаться в обратную сторону. Блохин из Альфа-Банка в ближайшее время не ожидает снижения цен на газовом рынке, особенно в связи с приближением холодов в Европе, которое может привести к очередному ралли газовых цен. За ними последуют и нефтяные котировки. «По нашим оценкам, котировки нефти марки Brent могут вновь протестировать уровень $80 за баррель, что, вероятно, случится уже в начале следующего года", — говорит Блохин.
Что будет с ценами в более долгосрочной перспективе? На пиках они не сохранятся. Консенсус-прогноз экспертов компаний и банков, опубликованный недавно агентством «Интерфакс» предполагает, что цены на нефть в среднем будут находиться на уровне $74 за баррель. В четверг, 30 декабря, февральские фьючерсы на нефть марки Brent на лондонской бирже ICE торговались на уровне около $79 за баррель.
«ОПЕК продолжает играть важную роль с точки зрения контроля рынка и вероятность сильного падения цен, например, ниже $40 за баррель, в ближайшие годы невысокая, — говорит директор направления рейтингов нефтегазового сектора региона EMEA S&P Global Ratings Александр Грязнов. — В нашем базовом, достаточно консервативном сценарии цены постепенно спускаются к уровню $55 за баррель к 2023 году, хотя этот процесс может занять больше времени или цены сбалансируются на более высоких уровнях. Но даже этот уровень более чем приемлем для России, в отличие от производителей с более высокой себестоимостью добычи, таких как США, Мексика, ряд стран Южной Америки и Африки».
Через 20 лет
Российская нефть имеет все возможности остаться важной составляющей будущего энергобаланса не только России, но и мира, поскольку себестоимость ее производства — одна из самых низких, пишет вице-премьер Александр Новак в программной статье в журнале «Энергетическая политика».
Эта уверенность базируется на двух тезисах. Во-первых, горизонт потребления нефти по наиболее реалистичным прогнозам уходит за 2050 год, а в объемах, сопоставимых с нынешними, нефть будут потреблять еще минимум 10-15 лет. Во-вторых, более 50 % российской добычи остается конкурентоспособной даже при цене на нефть в пределах $20–$25 за баррель.
По утверждению Новака, в 2040 году спрос на нефть составит 74 млн–114 млн баррелей в сутки по сравнению с 100 млн баррелей в сутки в 2019 году. Стоимость нефти к 2050 году в ценах 2019-го окажется в пределах $40–70 за баррель.
«В ближайшие годы почти мало кто ждет больших объемов инвестиций в нефтегазовый сектор, — рассуждает Потавин из «Финама». — Объемы инвестиций будут примерно на уровне последних лет, при этом потребление нефти в мире в ближайшие годы будет более-менее стабильным или даже растущим. Получается, что при стагнирующих инвестициях в нефтяную отрасль и высоком спросе мы получим высокие цены на нефть».