Два региона России предупредили о риске закрытия предприятий из-за дефицита вагонов
Регионы России предупредили о риске закрытия предприятий и срыва отопительного сезона из-за дефицита вагонов. Эксперты объясняют его высокими мировыми ценами на уголь, что делает отгрузку на экспорт выгоднее внутренних перевозок
Дефицит вагонов может привести к остановке Апсалямовского комбината стройконструкций и материалов, который поставляет железобетонные конструкции для нефтяных компаний, пишет РБК со ссылкой на письмо президента Татарстана Рустама Минниханова вице-премьеру Марату Хуснуллину. Сбой работы «негативно отразится на социально-экономической ситуации в Ютазинском муниципальном районе республики», говорится в нем.
Представитель Хуснуллина и глава пресс-службы президента Татарстана Лилия Галимова сообщили РБК, что по письму уже даны поручения Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Минтрансу. Ведомства вместе с РЖД должны «рассмотреть и представить свои предложения» для решения проблемы.
О проблемах из-за «острого дефицита» вагонов сообщила также «Коми тепловая компания» (КТК), получающая уголь от «Русского угля». О «рисках срыва отопительного сезона» в Коми замначальника Центра фирменного обслуживания РЖД Андрей Дреничев сообщил в письме исполнительному директору Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Алексею Дружинину, пишет издание.
У РБК есть копии обоих писем — их подлинность подтвердил менеджер железнодорожного оператора.
Минниханов обвинил в дефиците крупнейших собственников вагонов, в том числе «Первую грузовую компанию» (ПГК), РЖД и «Федеральную грузовую компанию» (ФГК), которые не поставляют полувагоны в достаточном количестве, «мотивируя это необходимостью выполнения иных задач, поставленных государством». Минниханов уточнил, что в октябре Апсалямовский комбинат должен был «отгрузить 180 полувагонов, по факту отгружено шесть».
Пресс-служба ПГК сообщила изданию, что у компании нет обязательств предоставлять парк вагонов Апсалямовскому комбинату. При этом представитель ПГК признал сложившийся дефицит вагонов, вызванный ростом погрузки на сети на 5–6%, при общем сокращении рабочего парка.
Представитель РЖД также признал «локальную нехватку вагонов». Он сообщил, что доля ФГК в парке полувагонов на сети РЖД составляет всего 17%, а «обеспечить перевозки всего объема грузов таким парком невозможно». В ФГК отказались от комментариев.
Пресс-служба СОЖТ объясняет дефицит вагонов традиционно высокими объемами перевозок в третьем-четвертом кварталах и повышенным спросом на вагоны под грузы ЖКХ к зиме, к которым добавилась «благоприятная конъюнктура мировых цен на уголь». «Отгрузка на экспорт осуществляется в приоритете по отношению к внутренним перевозкам», — сказал президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. По его прогнозу, дефицит парка полувагонов сохранится до марта 2022 года. По мнению гендиректора «InfoLine-Аналитики» Михаила Бурмистрова, «дефицит полувагонов сохранится как минимум до второй половины 2022 года».