«Омикрон», продуктовые протесты и Китай: Bloomberg назвал главные риски 2022 года
Эксперты Bloomberg Economics назвали главные риски, с которыми мировые экономики могут столкнуться в 2022 году.
В базовых сценариях большинство прогнозистов, включая аналитиков Bloomberg Economics, ожидают устойчивого восстановления экономик, замедления роста цен и отхода от жесткой денежно-кредитной политики, пишет Bloomberg. Однако опыт последних двух лет показал, что многое «может пойти не так», отметили авторы прогноза.
- Существенно замедлить восстановление экономик может новый штамм коронавируса, который окажется более заразным и летальным, чем известные варианты, отметили эксперты Bloomberg. Вынужденное возвращение антиковидных ограничений, которое уже частично происходит в Великобритании и других странах, ограничит темпы роста мирового ВВП в 2022 году до 4,2% — против 4,7% в базовом прогнозе Bloomberg Economics.
Если же штамм «омикрон», который недавно начал распространяться по миру, не вызовет резкого роста смертности, люди, вероятно, смогут вернуться к «допандемийной норме», что повысит доходы в сфере услуг. В таком случае, как прогнозируют аналитики, темпы роста ВВП могут подняться до 5,1%.
- Распространение нового штамма может привести и к росту инфляции. Для этого, впрочем, есть и другие предпосылки: средние зарплаты, которые уже заметно растут в США, могут подняться еще выше, конфликт между Россией и Украиной может привести к резкому росту цен на газ, а изменение климата скажется на доступности и стоимости продуктов, считают эксперты.
- Аналитики видят риски ужесточения политики Федрезерва США. В пользу такого решения, как отмечают аналитики, говорит растущая стоимость активов: индекс S&P 500, отслеживающий акции 500 крупнейших американских компаний, близок к пузырю, а цены на жилье растут быстрее стоимости арендной платы.
Согласно модели Bloomberg Economics, если ФРС трижды повысит процентную ставку в 2022 году и даст сигнал о дальнейшем ужесточении политики вплоть до повышения ставки в 2,5%, это приведет к росту доходности казначейских облигаций и расширению кредитных спредов, а после — к рецессии в начале 2023 года.
Повышение ставки в США может также привести к укреплению доллара и оттоку капитала из развивающихся экономик. В результате под угрозой окажутся Аргентина, Южная Африка, Турция, Бразилия и Египет, меньшему риску подвергнутся страны с небольшим госдолгом и положительным сальдо счета текущих операций, среди которых Саудовская Аравия и Россия, прогнозируют аналитики.
- В третьем квартале 2021 года китайская экономика «забуксовала» из-за риска дефолта крупного застройщика Evergrande, локдаунов и нехватки электроэнергии. Китай, вероятно, справится с дефицитом энергии, но две другие проблемы могут остаться. Замедление роста китайской экономики до 3% в 2022 году (вместо 5,7% в базовом сценарии Bloomberg Economics) ударит по всему миру, оставив экспортеров сырья без покупателей, и заставит людей вспомнить обвал китайского фондового рынка 2015 года, считают аналитики Bloomberg Economics.
- В 2022 году в Италии и Франции состоятся президентские выборы, победу на которых могут одержать представители правых сил, недовольные политикой Евросоюза. Если евроскептики придут к власти в крупных экономиках ЕС, это может нарушить спокойствие на европейских рынках облигаций и лишить ЕЦБ политической поддержки, отмечают аналитики.
По их словам, если спреды доходности гособлигаций этих стран к немецким достигнут 300 базисных пунктов, как это было во время прошлого европейского долгового кризиса, это может сократить производительность экономики больше чем на 4% к концу 2022 года, отправить еврозону в рецессию и «вернуть опасения по поводу ее жизнеспособности».
- Ухудшить ситуацию в Европе может и «жесткий Брекзит». Если переговоры между Великобританией и ЕС по североирландскому протоколу развалятся, неопределенность ударит по инвестициям и обвалит фунт стерлингов, повышая инфляцию и снижая реальные доходы.
- Многие страны, потратившие значительные средства на поддержку своих экономик в пандемию, теперь будут вынуждены «затянуть пояса». По оценкам UBS, сокращение государственных расходов в 2022 году составит около 2,5% мирового ВВП. По словам экспертов Bloomberg Economics, это примерно в пять раз больше, чем меры жесткой экономии 2008 года, замедлившие восстановление после мирового финансового кризиса.
- Сочетание эффекта COVID-19 и плохих погодных условий привело к тому, что мировые цены на еду достигли рекордного уровня. В следующем году продукты могут продолжить дорожать. Это, в свою очередь, может привести к волнениям и даже «народным восстаниям» в самых незащищенных странах, включая государства Ближнего Востока, Судан, Йемен и Ливан.
- Нестабильность стоит ждать и в других регионах. К растущему конфликту между Китаем и Тайванем могут подключиться другие страны, включая США, что приведет к новым санкциям и потенциально коллапсу тайваньского производства полупроводников, которые используются в технике по всему миру. Октябрьские выборы в Бразилии пройдут на фоне «пандемической турбулентности» и слабой экономики. А турецкая оппозиция, недовольная резким падением лиры и политикой президента Реджепа Тайипа Эрдогана, настаивает на переносе выборов 2023 года на следующий год.
Эксперты Bloomberg Economics представили и позитивный сценарий на 2022 год. Согласно ему, США будут придерживаться политики расширения бюджетных расходов, что позволит «удержать экономику на грани фискального обрыва и ускорить рост». Домохозяйства начнут быстрее расходовать накопившиеся в пандемию сбережения, способствуя восстановлению экономической активности, Китай увеличит инвестиции в зеленую энергетику и доступное жилье, а соглашение о Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве повысит мировой экспорт, говорится в прогнозе.