Манифест российского виноделия: лидеры рейтинга лучших вин
Рейтинг вин Top100wines ярко обозначил ключевые отраслевые тренды. Винное производство — отрасль одновременно и молодая, и древняя, прошедшая за свою историю очень разные периоды и этапы. В последние годы она привлекает к себе внимание сотен и даже тысяч энтузиастов-инвесторов, миллионов потребителей, а кроме того, обласкана вниманием крупного бизнеса и государства.
Символично, что структура списка соответствует структуре потребления вина в России — в нем 55 красных, 31 белое, 14 игристых. Лидер рейтинга — Sikory. Пино нуар. «Семейный резерв». Семигорье. Сухое красное.
В основе рейтинга — дегустационная оценка вина. Образцы, которые представили для рейтинга производители (270 вин), были дополнены винами, закупленными организаторами на основе рекомендаций экспертного совета. В итоге в дегустационном отборе приняло участие 307 вин (143 красных, 108 белых, 56 игристых) от 62 производителей.
По итогам предварительных дегустаций было отобрано 162 вина, вышедших в финал. Финальная дегустация прошла 10 ноября, и оценки, полученные винами, стали основой для включения в топ-100.
Под «производителем» мы не всегда понимаем юридическое лицо, обладающее лицензией и виноградником. Довольно много проектов существуют как негоциантские — производят вино на арендованном оборудовании и под «арендованной» лицензией, иногда и из купленного, а не собственного винограда. Такие проекты и бренды мы рассматриваем как самостоятельных производителей, хотя формально-юридически они таковыми не являются.
У нас пока совсем мало винодельческих хозяйств — даже двухсот не наберется. В Италии, для сравнения, виноделен более 40 000. Но зато в числе участников и лауреатов рейтинга представлены все категории: крупные компании с объемом производства в десятки миллионов бутылок, совсем маленькие проекты «гаражистов» и средние по размерам производители.
В отношении всех трех групп существуют определенные предубеждения и стереотипы. «Миллионникам» будто бы плевать на качество, потому что считается, что объемы, маркетинг, доминирование в сетевом ретейле — их козыри. «Гаражисты» — будто бы маргиналы, паразитирующие на внимании увлеченных неофитов, при этом их качество нестабильное, объемы мизерные, цены неадекватные, любой недостаток объясняют «концептуальностью» . «Середнякам» все время не хватает ресурсов, чтобы держать планку, и они, делая хорошие топовые вина, постоянно роняют качество базовых линеек.
Однако итоги рейтинга свидетельствуют, что во всех трех группах наблюдается положительная динамика. В работе над качеством, в усилиях по позиционированию, в маркетинговом продвижении, в общем — в борьбе за внимание и кошелек потребителя. И каждая из перечисленных категорий вносит свой заметный вклад в развитие виноделия. Таков первый зафиксированный рейтингом институциональный тренд: винодельческая отрасль структурируется и сегментируется.
Второй важный тренд: на винном рынке — приоритет качества. Одним из итогов дегустационных сессий стало несколько случаев, когда вино из базовой или средней линейки получало оценку выше, чем топовый продукт того же производителя с тем же сортовым составом.
Очевиден прогресс прежде всего в базовых винах, наиболее доступных по цене и ориентированных на массового потребителя. Отчасти это следствие экономических факторов — возможности ценового демпинга объективно ограничены. Климатические, социально-экономические, пандемические факторы и, как одно из их интегральных последствий, глобальный рост инфляции не оставили возможности играть в «дешевое». Качество продукта становится все более значимым конкурентным преимуществом даже на полке недорогого супермаркета. Наш дегустационный опыт говорит об общем возросшем уровне качества. Это связано, конечно, и с активными инвестициями в обновление технологического оборудования. Винодельческие цеха уже вполне соответствуют высоким международным стандартам. Но эта происходящая сейчас технологическая революция как раз и является ответом виноделов на требования рынка.
Винограда у нас пока выращивается мало — до недавнего времени больше трети бутилируемого вина приходилось на готовые виноматериалы, или балк. Теперь на «балк» действуют серьезные ограничения и выращивать виноград стало даже выгоднее, чем производить вино. Подогретый неурожаем дефицит загнал цену 1 кг винограда далеко за 100 рублей — а это минимальное количество для производства одной бутылки вина стандартного объема в 0,75 литра. Еще два года назад цена не превышала 40-45 рублей за виноград самого лучшего качества. Такой — близкий к ажиотажному — спрос плюс серьезная программа субсидирования создают хорошие предпосылки для закладки новых виноградников.
Еще один тренд, который можно заметить по итогам рейтинга, — стремление к разнообразию. Разнообразие проявляется и в региональной представленности: вместе с хрестоматийными винодельческими провинциями в нашем рейтинге есть вина с Дона, Нижней Волги и из Дагестана, который обещает уже скоро стать еще одним эпицентром виноделия не только в количественном, но и в качественном смысле. Уверены, что уже в ближайших рейтингах мы увидим вина из Ставрополья (в этот раз они совсем немного недотянули по баллам). Проводятся винодельческие эксперименты в Самарской области, в Воронеже и даже в Подмосковье.
Также очевидно разнообразие сортов. В топ-100 присутствуют вина из 16 различных видов винограда (не считая ассамбляжей, точный состав которых знают только сами виноделы). Среди девяти красных три самых популярных — мерло, сира и каберне фран. Впрочем, большинство блендов сделаны на основе каберне-совиньона. Среди шести белых — тотальное преимущество шардоне, затем совиньон блан и рислинг. В целом все соответствует международной иерархии. Но в отличие от большинства винных регионов, в которых есть определенные доминирующие сорта, у нас в одном хозяйстве и часто на одном терруаре уживаются совершенные антагонисты: каберне и пино нуар, шардоне и совиньон блан.
Современное виноделие — наша новая «терра инкогнита» — обещает огромные перспективы, но и таит возможные разочарования. Чтобы превратить ее в райский сад, нужны время и свобода для экспериментов, причем законы своих терруаров виноделам придется научиться понимать так же, как законы формирования потребительских вкусов и предпочтений.