Спрос на бензин и дизельное топливо в России превысил уровень 2019 года
Минэнерго сообщило о полном восстановлении спроса на основные виды автомобильного топлива вслед за ростом экономической активности населения и бизнеса. Спрос на бензин и дизельное топливо в России превысил допандемийный уровень 2019 года
Спрос на бензин и дизельное топливо в России превысил допандемийный уровень 2019 года. В Минэнерго заявили о полном восстановлении спроса вслед за ростом экономической активности, пишет «Коммерсантъ».
По данным министерства, за 11 месяцев 2021 года на внутренний рынок поставили 33,3 млн тонн бензина. Это на 1,5 млн т (4,7%) больше, чем в аналогичном периоде позапрошлого года. Поставки дизельного топлива выросли до 35,9 млн т, на 1,4 млн т (4%) больше, чем в тот же период 2019 года.
В Минэнерго прогнозируют, что рост спроса на внутреннем рынке продолжится, в том числе за счет повышения качества топлива (в первую очередь, дизтоплива) и борьбы с суррогатами. По данным«Петромаркета» за десять месяцев потребление бензина выросло на 1%, до 29,9 млн т, а дизельного топлива — на 2%, до 32,9 млн т.
Но выпуск бензина растет медленнее спроса. Так, НПЗ за десять месяцев произвели 33,5 млн т бензина (рост на 0,7% в сравнении с 2019 годом) и 66,2 млн т дизтоплива (рост на 2,2%). По оценке «Петромаркета», в 2021 году выпуск может составить 40,8 млн т бензина и почти 80,4 млн т дизельного топлива.
Тем временем розничные цены на автомобильное топливо растут. По состоянию на 29 ноября, цены в среднем с начала года увеличились на 8,5%, а накопленная инфляция составила 7,5%. Эти темпы самые высокие с 2018 года, тогда цены выросли на 9,4%. Тогда правительство приняло решения о создании демпферного механизма, который компенсирует нефтекомпаниям часть потерь от сдерживания цен на заправках и помогает замедлить их рост. Демпфер разрабатывался для диапазона цен на нефть в $40–60 за баррель, в ноябре цены превышали $85 за баррель.
Однако не исключено, что к концу года общий рост цен на АЗС будет ниже 8%. В оптовом звене цены на бензин вернулись к значениям начала года из-за сокращения экспортной альтернативы и низкого спроса в зимний сезон. Но цены на зимнее дизтопливо выросли, в оптовом звене они приблизились к максимуму в 64 000 за тонну.
Вице-президент Российского топливного союза Ринат Фаттахов связал рост потребления с увеличением использования личного транспорта и такси, в том числе и на маршрутах между городами, в условиях ограничений на международные авиаперевозки. По его оценке, в целом спрос на независимых АЗС находится на уровне 2019 года, но его структура изменилась — увеличилось использование бензина Аи-95 в ущерб Аи-92.
Фаттахов отметил, что покупатели все чаще переходят на АЗС крупных нефтекомпаний из-за скидок, а у независимых операторов нет возможности для дисконта. Маржа независимых АЗС находилась под давлением весь год — рост оптовых цен на топливо опережал повышение цен на заправках. По оценкам «Петромаркета», реализация бензина в 2021 году принесла прибыль АЗС только в январе и декабре.